|
…й, назначенных судами, военный прокурор в пределах своей компетенции имеет право:
1) в целях проверки исполнения закона и военных уставов регулярно и в любое время входить на гауптвахты, в военно-исправительную часть, в другие места содержания задержанных и арестованных военнослужащих;
2) ознакамливаться с документами, на основании которых содержатся лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, арестованные в дисциплинарном порядке, отбывающие наказание на гауптвахте и в военно-исправительной части;
3) освобождать из-под стражи лиц, незаконно содержащихся на гауптвахтах, в военно-исправительной части, в других местах содержания арестованных военнослужащих или лиц, задержанных за нарушение закона, арестованных в ходе предварительного следствия или дисциплинарном порядке;
4) отбирать объяснения от задержанных, арестованных и осуждённых к лишению свободы;
5) проверять соответствие приказов и указаний командиров (начальников) и других должностных лиц требованиям закона и уставов, регулирующих условия и порядок содержания задержанных, арестованных и лишённых свободы, приносить протесты в случаях несоответствия порядка исполнения таких актов закону или военным уставам.
2. Исполнение постановления и представления военного прокурора о соблюдении определённых законами и воинскими уставами условий и порядка содержания задержанных, арестованных, осуждённых к лишению свободы, командирами (начальниками) и другими должностными лицами обязательно.
Статья 31. Полномочия следователя военной прокуратуры
1. Следователь военной прокуратуры при проведении предварительного следствия пользуется всеми полномочиями, предоставленными следователю в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Туркменистана.
2. Следователь военной прокуратуры по делам, по которым проводит следствие, может поручить и отдать распоряжение органам дознания о проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и потребовать оказания содействия в проведении следственных действий. Поручения и распоряжения следователя военной прокуратуры, данные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Туркменистана, подлежат обязательному исполнению органами дознания.
3. Следователи военной прокуратуры по делам, по которым проводят следствие, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Туркменистана направляют представления командирам (начальникам) и другим должностным лицам.
4. Командир (начальник) и другое должностное лицо обязаны рассмотреть представление следователя военной прокуратуры, не позднее чем в месячный срок принять конкретные меры для устранения нарушений закона, причин и условий, способствовавших их совершению, а также сообщить следователю о результатах.
5. Исполнение постановления следователя военной прокуратуры по делам, находящимся в его производстве, вынесенного в соответствии с требованиями закона, обязательно для всех органов военного управления, воинских частей, а также всех учреждений, предприятий, организаций, командиров (начальников) и других должностных лиц, военнослужащих, служащих и рабочих Вооруженных Сил Туркменистана и других войск.
Статья 32. Работники органов военной прокуратуры
1. Работниками органов военной прокуратуры являются военнослужащие и служащие, осуществляющие функции, связанные с решением задач, предусмотренных настоящим Законом.
2. На должности военных прокуроров и следователей военной прокуратуры назначаются граждане Туркменистана, имеющие высшее юридическое образование, способные по своим личным деловым и моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на органы военной прокуратуры.
3. Освоение знаний, связанных с профильной войсковой профессией военнослужащих военной прокуратуры, совершенствование военного мастерства осуществляются в системе военных учебных заведений Министерства обороны Туркменистана, повышение профессиональной квалификации осуществляется в системе учебных заведений при Генеральной прокуратуре Туркменистана.
Статья 33. Прохождение военной службы военнослужащими военных прокуратур
1. Офицерский состав военных прокуратур, сержанты, старшины, солдаты и матросы состоят на действительной военной службе и на них распространяются нормы Закона Туркменистана "О воинской обязанности и военной службе", воинские уставы и другие положения, определяющие порядок прохождения военной службы.
2. Воинские звания младшему и старшему офицерскому составу военнослужащих военных прокуратур присваиваются Генеральным прокурором Туркменистана на основании представления Главного военного прокурора Туркменистана в соответствии с порядком, определенным Законом Туркменистана "О воинской обязанности и военной службе".
3. Воинские звания высшему офицерскому составу военных прокуратур присваиваются Президентом Туркменистана на основании совместного представления Генерального прокурора Туркменистана и министра обороны Туркменистана.
Статья 34. Материально-техническое и финансовое обеспечение военных прокуратур
1. Военнослужащие военных прокуратур пользуются нормами, предусмотренными Законом Туркменистана "О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей".
2. Материально-техническое, финансовое, служебное, жилищное, транспортное обеспечение и обеспечение средствами связи военных прокуратур и хранение архивных материалов военных прокуратур осуществляется в установленном порядке Министерством обороны Туркменистана.
3. Охрана служебных зданий военных прокуратур осуществляется воинскими частями и соединениями.
Статья 35. Охрана задержанных и арестованных и их конвоирование
1. Конвоирование для доставки в военные прокуратуры лиц, содержащихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, охрана и содержание осуществляются воинскими частями и комендатурами гарнизонов.
2. Конвоирование лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и других местах заключения, осуществляется в установленном порядке соответствующими службами и воинскими частями Министерства внутренних дел Туркменистана.
РАЗДЕЛ IV. Прокурорский надзор
ГЛАВА I. Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов Туркменистана, актов Президента Туркменистана, Кабинета Министров Туркменистана, Меджлиса Туркменистана
Статья 36. Содержание и задачи надзора
1. Прокуратура осуществляет надзор, обеспечивая:
1) в соответствии с Конституцией Туркменистана точное и единообразное исполнение законов Туркменистана, актов Президента Туркменистана, Кабинета Министров Туркменистана, постановлений Меджлиса Туркменистана органами государственного управления, управления Вооруженных Сил и других войск, местного самоуправления, участниками производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;
2) соответствие законам и другим нормативным правовым актам Туркменистана правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 настоящей части;
3) соблюдение установленных законом прав и свобод граждан;
4) принятие мер к устранению нарушений закона и обстоятельств, способствовавших их совершению, восстановлению нарушенных прав.
2. Прокуратура не вправе вмешиваться во внутрихозяйственную деятельность тех лиц, над которыми осуществляется прокурорский надзор. Проверки исполнения закона проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
Статья 37. Порядок осуществления прокурорского надзора
1. Действия в порядке осуществления прокурорского надзора и вынесенные в результате их акты приобретают законную силу в случае их совершения и внесения в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
2. Проверка исполнения законов проводится прокурором в пределах его компетенции в связи:
1) с заявлениями, жалобами, сообщениями и другими официальными данными о нарушениях закона;
2) с непосредственным обнаружением признаков нарушения закона;
3) с поручением или запросом вышестоящего прокурора.
3. Проверка исполнения требований законодательства Туркменистана проводится в срок до одного месяца. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить срок её проведения до трёх месяцев, а с согласия Генерального прокурора Туркменистана - до шести месяцев, о чём в письменной форме уведомляет руководителя проверяемой организации.
4. Проверка поступившей в прокуратуру информации о нарушениях действующего законодательства Туркменистана прокурором может быть поручена соответствующему органу, на который возложена обязанность реагирования на данное правонарушение. Прокурор имеет право обязать этот орган сообщить ему о результатах проверки.
Статья 38. Полномочия прокурора при осуществлении надзора
1. В процессе проверки исполнения закона в порядке надзора прокурор вправе:
1) по предъявлении служебного удостоверения входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с предметом проверки, иметь доступ к их документам и материалам, не содержащим государственную тайну, проверять исполнение закона в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
2) требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и подчинённых должностных лиц, выделения специалистов и проведения экспертиз, производства в соответствии с их компетенцией проверок материалов, обращений, поступивших в прокуратуру, и обязывать сообщать об их результатах, участвовать в проведении проверочных действий;
3) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных и письменных объяснений по поводу нарушений закона;
4) выполнять иные действия по проверке, предусмотренные законодательством Туркменистана.
2. Истребуемая прокурором информация предоставляется ему безвозмездно в порядке, установленном законодательством Туркменистана, в объёмах и сроки, указанные прокурором.
3. Прокурор обязан в случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана, обеспечивать неразглашение государственной и иной тайны, содержащейся в истребованной информации.
4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 части первой статьи 36 настоящего Закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
5. По результатам проверки прокурор вправе:
1) опротестовывать противоречащие законодательству Туркменистана правовые акты и действия должностных лиц;
2) выносить предписание об устранении явных нарушений законодательства Туркменистана;
3) выносить в установленном законом порядке постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении;
4) по основаниям и в порядке, предусмотренных законодательством Туркменистана, обращаться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и государства, предприятий, организаций и учреждений;
5) вносить в органы управления и руководителям предприятий, учреждений и организаций, допустившим нарушения законодательства Туркменистана, или в вышестоящий орган представление об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших их совершению;
6) в порядке, установленном законодательством Туркменистана, принимать меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений и организаций.
ГЛАВА II. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Статья 39. Предмет прокурорского надзора
Предметом надзора является исполнение требований законодательства всеми органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и обеспечение:
1) защиты личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств; соблюдения предусмотренного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения и прекращения уголовных дел в порядке, установленном законодательством Туркменистана, либо приостановления производства по уголовным делам, а также соблюдения сроков проведения расследования и содержания под стражей;
2) недопущения незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности; неуклонного выполнения требований законов Туркменистана о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, которые изобличают обвиняемого, смягчают и отягчают его ответственность; строгого соблюдения прав и законных интересов участников процесса и других граждан;
3) принятия мер по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствовавших их совершению.
Статья 40. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
1. При осуществлении надзора за законностью действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в порядке, установленном законодательством Туркменистана, в пределах своей компетенции:
1) проверяет исполнение требований законодательства Туркменистана о приёме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершённых или готовящихся преступлениях;
2) истребует из этих органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершённых или готовящихся преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия;
3) проверяет законность проведения оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими эту деятельность, принимает меры для устранения нарушений законности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий;
4) рассматривает и разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие;
5) принимает предусмотренные законодательством Туркменистана меры прокурорского реагирования по выявленным фактам нарушений законности со стороны лиц, производящих дознание, предварительное следствие и осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
6) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание, а также не соответствующие закону указания и постановления руководителей следственных подразделений и органов дознания;
7) даёт письменные указания о расследовании преступления, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступлений, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
8) поручает органам дознания исполнение отдельных следственных действий по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;
9) в порядке, установленном законодательством Туркменистана, санкционирует заключение лица под стражу, производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, отстранение обвиняемого от должности;
10) в случаях и порядке, установленных законодательством Туркменистана, продлевает и устанавливает срок расследования, содержания под стражей в качестве меры пресечения;
11) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия с письменными указаниями о производстве дополнительного расследования;
12) в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Туркменистана вправе участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объёме по любому делу;
13) в порядке, установленном законодательством Туркменистана, обеспечивает реализацию принципа расследования дела одним органом и одним следователем, а в предусмотренных законом случаях в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования решает вопросы о передаче дела в другой орган или другому должностному лицу;
14) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего проведения дознания или предварительного следствия, если им при расследовании уголовного дела было допущено нарушение законодательства Туркменистана;
15) возбуждает в порядке, установленном законодательством Туркменистана, уголовные дела, утверждает обвинительные заключения, направляет уголовные дела в суд или отказывает в возбуждении уголовного дела, прекращает либо приостанавливает производством уголовные дела;
16) при необходимости требует от руководителей органов следствия и дознания производства проверок в подчинённых им органах в целях устранения нарушений законодательства Туркменистана.
2. Письменные указания Генерального прокурора Туркменистана по вопросам предварительного следствия и дознания, соответствующие законодательству Туркменистана, являются обязательными для исполнения.
Статья 41. Расследование преступлений органами прокуратуры
Органы прокуратуры проводят расследование по уголовным делам о преступлениях, совершённых должностными лицами государства, а также преступлениях, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Туркменистана и отнесённых к их подследственности.
Статья 42. Санкционирование действий, ограничивающих права граждан
Санкционирование действий, ограничивающих права граждан, осуществляется Генеральным прокурором Туркменистана, прокурорами, возглавляющими велаятские прокуратуры и прокуратуры городов с правами велаята, Главную военную прокуратуру, этрапские прокуратуры и прокуратуры городов с правами этрапа, а также военные и специализированные прокуратуры, и их заместителями в порядке и на основаниях, предусмотренных законами Туркменистана.
ГЛАВА III. Участие прокурора в рассмотрении дел в судах
Статья 43. Участие прокурора в рассмотрении дел в судах
1. Прокурор в пределах своей компетенции участвует в рассмотрении судом первой инстанции гражданских, арбитражных, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законами Туркменистана.
2. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Туркменистана.
Статья 44. Поддержание прокурором государственного обвинения
1. Прокурор выступает в качестве государственного обвинителя и поддерживает в суде государственное обвинение, руководствуется требованиями законодательства Туркменистана и своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что предъявленное подсудимому обвинение не нашло своего подтверждения, он обязан от него отказаться.
2. Лицо, производившее расследование, не может участвовать в судебном разбирательстве данного дела в качестве государственного обвинителя.
Статья 45. Полномочия прокурора в разбирательстве дел судом
При рассмотрении дел в заседании суда прокурор в соответствии с законодательством Туркменистана:
1) участвует в распорядительном заседании суда по уголовным делам, в судебном разбирательстве гражданских, арбитражных и уголовных дел по первой инстанции;
2) заявляет своё мнение при рассмотрении гражданских, арбитражных и уголовных дел в кассационном и надзорном порядке;
3) приносит частные, кассационные и надзорные протесты и представления на судебные решения, противоречащие законодательству Туркменистана, и имеет право отзывать их до рассмотрения судом.
Статья 46. Право принесения протеста и представления на судебные постановления
1. Право принесения в вышестоящий суд протестов, частных и кассационных представлений на не вступившие в законную силу судебные приговоры, решения, определения и постановления принадлежит прокурору, принимавшему участие в рассмотрении дел судом первой инстанции, или соответствующему прокурору этрапа, города с правами этрапа, велаята и города с правами велаята, военному прокурору, их заместителям, а также вышестоящему прокурору.
2. Генеральному прокурору Туркменистана принадлежит право принесения протеста на решения Президиума и Пленума Верховного суда Туркменистана, на приговоры, решения, определения и постановления любого судьи или суда Туркменистана, а также принесения представления или частного представления в кассационном порядке на приговоры и определения, не вступившие в законную силу.
3. Заместителям Генерального прокурора Туркменистана принадлежит право принесения протеста на приговоры, решения, определения и постановления любого судьи или суда Туркменистана, принесения представления или частного представления в кассационном порядке на приговоры и определения, не вступившие в законную силу, кроме решений Президиума и Пленума Верховного суда Туркменистана.
4. Прокурор в предусмотренном законом порядке приносит протест на постановление судьи по делам об административных правонарушениях.
Статья 47. Право приостановления исполнения судебных решений
Генеральный прокурор Туркменистана вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованного приговора, решения, определения и постановления любого суда или судьи, а его заместители вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованного приговора, решения, определения и постановления любого суда или судьи, кроме постановлений Президиума и Пленума Верховного суда Туркменистана.
Статья 48. Представление прокурора о даче судам руководящих разъяснений
Генеральный прокурор Туркменистана имеет право внести на рассмотрение Пленума Верховного суда Туркменистана представление о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях.
ГЛАВА IV. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства Туркменистана в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом
Статья 49. Предмет прокурорского надзора
Предметом прокурорского надзора являются:
1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом;
2) соблюдение установленных законодательством Туркменистана прав и обязанностей задержанных, заключённых под стражу, осуждённых и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Статья 50. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом
При осуществлении надзора за законностью в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции:
1) систематически в любое время посещает органы и учреждения, указанные в статье 49 настоящего Закона, имеет беспрепятственный доступ во все их помещения;
2) отбирает объяснения от задержанных, заключённых под стражу, осуждённых либо подвергнутых мерам принудительного характера;
3) знакомится с документами, явившимися основанием к задержанию, административному аресту, заключению под стражу лица, а также к отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания или мерам принудительного характера;
4) своим постановлением освобождает незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих меры наказания и иные меры принудительного характера, либо в нарушение законов подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу, за исключением случаев применения этих мер судебными органами;
5) проверяет соответствие приказов и постановлений администраций учреждений, указанных в статье 49 настоящего Закона, законодательству Туркменистана, регулирующему порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях, в случае несоответствия их закону приостанавливает исполнение таких актов, опротестовывает их, требует объяснения от представителей администрации;
6) проверяет исполнение требований законов о праве лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, заключению под стражу, осуждённых к лишению свободы, а также лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные объединения, к должностным лицам и о направлении администрацией в установленном порядке жалоб и заявлений по принадлежности, принимает меры, предусмотренные законодательством Туркменистана, в случае нарушения администрацией этих требований;
7) отменяет в случае несоответствия закону дисциплинарные взыскания, наложенные на лиц, заключённых под стражу, осуждённых, своим постановлением немедленно освобождает их из изолятора.
Статья 51. Обязательность исполнения требования прокурора
Постановление и требование прокурора относительно исполнения установленного законодательством Туркменистана порядка и условий содержания задержанных, заключённых под стражу, осуждённых, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещённых в психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осуждённых к наказанию, не связанному с лишением свободы.
ГЛАВА V. Акты прокурорского надзора
Статья 52. Система актов прокурорского реагирования
1. Прокурор в случае выявления нарушений в пределах своей компетенции по основаниям и в порядке, установленных законами Туркменистана, принимает следующие акты реагирования:
1) протест;
2) представление;
3) предписание;
4) постановление;
5) исковое заявление прокурора в суд.
Статья 53. Протест
1. Прокурор приносит письменный протест на несоответствие законодательству Туркменистана действий и актов участников правовых отношений, указанных в статье 3 настоящего Закона.
2. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с законодательством Туркменистана, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.
3. Протест на противоречащий законодательству Туркменистана нормативный правовой акт представляется в издавший его или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные действия должностного лица.
4. Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение коллегиального органа - на ближайшем заседании, но не позднее чем в месячный срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору. При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания, в котором он имеет право участвовать.
5. В случаях и в порядке, установленных законом, прокурор имеет право приостановить исполнение опротестованного акта до рассмотрения протеста.
6. Протест прокурора может быть отозван им самим или вышестоящим прокурором до его рассмотрения.
Статья 54. Представление
1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.
2. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в течение месяца со дня внесения представления надлежащим органом или должностным лицом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, способствовавших их совершению.
3. О результатах рассмотрения и принятых мерах орган или должностное лицо письменно уведомляют прокурора. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания, в котором он имеет право участвовать.
Статья 55. Предписание
1. Письменное предписание об устранении нарушения закона вносится прокурором в тех случаях, когда нарушение законов может причинить существенный вред правам и законным интересам гражданина, государства, предприятия, учреждения, организации, или это нарушение незамедлительно не устранено.
2. Предписание нап |
|