…те по охране природы, осуществляемой трудовыми коллективами и общественными организациями, а также оказания им содействия в деятельности по охране природы.

Статья 30. Правомочия общественных природоохранных организаций

Общественные природоохранные организации, иные общественные организации и объединения, осуществляющие функции по охране природы, имеют право:

- разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои природоохранные программы в печати, по радио и телевидению, защищать права и интересы населения в области охраны природы, способствовать повышению экологической культуры населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

- за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работу по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению окружающей среды, создавать общественные инспекции по охране природы, участвовать в проводимых государственными органами по охране природы проверках выполнения юридическими лицами природоохранных планов и мероприятий и требовать проведения таких проверок уполномоченными на то органами, создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение природоохранных мероприятий;

- ставить вопросы о проведении государственной экологической экспертизы решений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении (перепрофилировании) их деятельности и принимать участие в работе экспертных групп;

- требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, источниках ее загрязнения, об основных направлениях, государственных планах, программах и мероприятиях по охране природы и получать интересующую информацию;

- предъявлять в суде или в хозяйственном суде иски о возмещении ущерба природе, здоровью и имуществу граждан и общественных организаций, причиненного нарушениями природоохранительного законодательства, в том числе к государственным органам по охране природы.

Природоохранная деятельность общественных организаций и иных общественных образований проводится в соответствии с их уставами и действующим законодательством.

Статья 31. Гарантии прав граждан и общественных организаций в области охраны природы

Туркменистан гарантирует гражданам и общественным организациям, осуществляющим охрану природы, реализацию предоставленных им прав в области охраны природы в соответствии с действующим законодательством.

Советы народных депутатов, государственные органы по охране природы и другие специально уполномоченные органы обязаны оказывать всемерное содействие гражданам и общественным природоохранным организациям в реализации их прав и обязанностей в области охраны природы, принимать необходимые меры по рассмотрению предложений в организации природоохранной деятельности, а также обеспечивать гласность, доступность сведений об экологическом состоянии окружающей среды, обо всех видах загрязнения, результатах проводимых экологических экспертиз, оперативно информировать население об экологически опасных авариях и ситуациях.

Лица, препятствующие выполнению гражданами и общественными организациями их прав и обязанностей, вытекающих из настоящего Закона, умышленно искажающие или скрывающие информацию о состоянии окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Туркменистана.

10. Образование и воспитание в области охраны природы. Научные исследования

Статья 32. Образование и воспитание в области охраны природы

В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в республике обеспечивается всеобщее, непрерывное и доступное образование и воспитание в области охраны природы, охватывающее дошкольное, школьное образование и воспитание, профессиональную подготовку специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях, повышение их квалификации.

Во всех средних специальных и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, предусматривается обязательное преподавание основ знаний и курсов по охране природы.

Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, связанные с деятельностью, оказывающей влияние на окружающую природную среду, обязаны иметь необходимые знания по охране природы.

Органы народного образования, охраны природы, другие государственные органы и общественные организации, средства массовой информации распространяют знания об охране природы и ведут пропаганду природоохранительного законодательства.

Статья 33. Научные исследования в области охраны природы

В целях научного обеспечения охраны природы проводятся исследования, направленные на:

- создание прогрессивных малоотходных технологических процессов и современных технических средств, обеспечивающих экологическую безопасность промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных предприятий, сооружений и объектов при их эксплуатации;

- обеспечение экономически эффективного, рационального, ресурсосберегающего природопользования;

- создание средств непрерывного контроля состояния природной среды, управления производством, безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования;

- восстановление необходимых качеств природной среды;

- определение возможных качеств природной среды;

- определение возможных способов предотвращения, снижения последствий вредных воздействий на природную среду;

- развитие туризма, экскурсий, сотрудничество с зарубежными странами с целью ознакомления с передовым опытом в деле охраны природы.

11. Ответственность за нарушение природоохранительного законодательства, возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства, разрешение споров в области охраны природы

Статья 34. Ответственность за нарушение природоохранительного законодательства

Лица, виновные:

- в нарушении стандартов, норм и иных нормативно-технических требований по охране природы;

- в невыполнении требований государственной экологической экспертизы;

- в отказе от внесения установленной платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на нее;

- в даче заведомо ложного заключения государственной экологической экспертизы и заведомо ложной оценки воздействия объекта на окружающую природную среду;

- в нарушении экологических требований, в том числе в превышении установленной экологической емкости территории, при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и иных объектов, экспорте, импорте экологически опасной продукции;

- в сверхнормативном загрязнении окружающей среды, биологическом, физическом и иных вредных воздействиях на нее;

- в непринятии мер по восстановлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;

- в невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной природы;

- в нарушении требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении отходов производства и потребления;

- в нарушении экологических требований при обращении с радиоактивными и химическими веществами;

- в воспрепятствовании посещению объектов должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей природной среды;

- в отказе от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и использовании ее объектов, а также об источниках загрязнения, в несообщении о произведенных сверхнормативных выбросах загрязняющих веществ и других аварийных вредных воздействиях на окружающую среду,

- несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Туркменистана.

Законодательством Туркменистана может быть установлена ответственность и за другие нарушения законодательства об охране природы.

Ответственность за правонарушения, указанные в настоящей статье, не исключает ответственности за нарушения земельного, водного, лесного законодательства, законодательств о недрах, об охране атмосферного воздуха, растительного и животного мира и другого специального законодательства.

Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения ущерба, причиненного ими в результате действий, нарушающих законодательство об охране природы.

Статья 35. Ограничение, приостановление, прекращение и перепрофилирование деятельности, оказывающее вредное влияние на окружающую среду

            Деятельность предприятий, организаций, сооружений и иных объектов может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин прекращена или перепрофилирована в случаях:

- вредного влияния на здоровье и условия проживания людей, на природные ресурсы, особо охраняемые природные территории и окружающую природную среду;

- возникновение угрозы вредно воздействующих на окружающую природную среду аварий или происшествия таковой;

- нарушение требований нормативно-технического и метрологического обеспечения охраны природы;

- нарушение экологических требований к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в действие и эксплуатацию предприятий, организаций, сооружений и иных объектов;

- нарушение экологических требований обращения с радиоактивными, химическими, биологическими веществами и микроорганизмами;

- нарушение экологических требований охраны окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления.

Решения об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании деятельности предприятий, организаций, сооружений и иных объектов принимаются Советами народных депутатов, государственными органами по охране природы в соответствии с их компетенцией с одновременным прекращением финансирования виновных юридических и физических лиц.

Статья 36. Обязанность возмещения ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства

Юридические лица и граждане, причинившие ущерб окружающей среде путем ее загрязнения, иных вредных воздействий на нее и других нарушений природоохранительного законодательства, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством Туркменистана.

Статья 37. Порядок возмещения ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства

Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранительного законодательства, производится добровольно либо по решению суда или хозяйственного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков.

Статья 38. Возмещение ущерба, причиненного гражданам неблагоприятным воздействием окружающей среды

Ущерб, причиненный гражданам в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью юридических лиц или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

Возмещение ущерба производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, специально уполномоченных органов по охране природы или общественных организаций.

Возмещение гражданам ущерба, причиненного в результате крупных аварий и катастроф с экологическими последствиями, производится в соответствии с законодательством Туркменистана.

Статья 39. Материальная ответственность работников, виновных в причинении ущерба вследствие нарушения природоохранительного законодательства

Должностные лица и иные граждане, виновные в причинении ущерба окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, несут материальную ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана.

Статья 40. Исковые требования о прекращении экологически вредной деятельности

Юридические лица вправе обратиться в суд или в хозяйственный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей ущерб окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, юридическим лицам.

Решение суда или хозяйственного суда о прекращении экологически вредной деятельности исполняется в соответствии с законодательством Туркменистана и является основанием для прекращения финансирования указанной деятельности.

Статья 41. Порядок разрешения споров в области охраны природы

Споры по вопросам охраны природы разрешаются местными Советами народных депутатов, судом или хозяйственным судом в порядке, устанавливаемом законодательством.

Имущественные споры, связанные с нарушением законодательства об охране природы, разрешаются судом или хозяйственным судом в соответствии с их компетенцией.

Споры, связанные с охраной природы, между государственными, общественными и иными организациями Туркменистана и государственными и общественными организациями другого государства рассматриваются комиссией, образуемой на паритетных началах из представителей заинтересованных государств.

12. Международные договоры в области охраны природы

Статья 42. Международные договоры в области охраны природы

Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Туркменистана об охране природы, то применяются правила международного договора, за исключением случаев, когда в Туркменистане действуют более строгие требования.

Президент Туркменистана                                              Сапармурат Туркменбаши

гор. Ашхабад

12 ноября 1991 г.

№ 600-ХП

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz