|
…те по охране природы, осуществляемой трудовыми коллективами и общественными организациями, а также оказания им содействия в деятельности по охране природы.
Статья 30. Правомочия общественных природоохранных организаций Общественные природоохранные организации, иные общественные организации и объединения, осуществляющие функции по охране природы, имеют право: - разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои природоохранные программы в печати, по радио и телевидению, защищать права и интересы населения в области охраны природы, способствовать повышению экологической культуры населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности; - за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работу по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению окружающей среды, создавать общественные инспекции по охране природы, участвовать в проводимых государственными органами по охране природы проверках выполнения юридическими лицами природоохранных планов и мероприятий и требовать проведения таких проверок уполномоченными на то органами, создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение природоохранных мероприятий; - ставить вопросы о проведении государственной экологической экспертизы решений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении (перепрофилировании) их деятельности и принимать участие в работе экспертных групп; - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, источниках ее загрязнения, об основных направлениях, государственных планах, программах и мероприятиях по охране природы и получать интересующую информацию; - предъявлять в суде или в хозяйственном суде иски о возмещении ущерба природе, здоровью и имуществу граждан и общественных организаций, причиненного нарушениями природоохранительного законодательства, в том числе к государственным органам по охране природы. Природоохранная деятельность общественных организаций и иных общественных образований проводится в соответствии с их уставами и действующим законодательством. Статья 31. Гарантии прав граждан и общественных организаций в области охраны природы Туркменистан гарантирует гражданам и общественным организациям, осуществляющим охрану природы, реализацию предоставленных им прав в области охраны природы в соответствии с действующим законодательством. Советы народных депутатов, государственные органы по охране природы и другие специально уполномоченные органы обязаны оказывать всемерное содействие гражданам и общественным природоохранным организациям в реализации их прав и обязанностей в области охраны природы, принимать необходимые меры по рассмотрению предложений в организации природоохранной деятельности, а также обеспечивать гласность, доступность сведений об экологическом состоянии окружающей среды, обо всех видах загрязнения, результатах проводимых экологических экспертиз, оперативно информировать население об экологически опасных авариях и ситуациях. Лица, препятствующие выполнению гражданами и общественными организациями их прав и обязанностей, вытекающих из настоящего Закона, умышленно искажающие или скрывающие информацию о состоянии окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Туркменистана. 10. Образование и воспитание в области охраны природы. Научные исследования Статья 32. Образование и воспитание в области охраны природы В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в республике обеспечивается всеобщее, непрерывное и доступное образование и воспитание в области охраны природы, охватывающее дошкольное, школьное образование и воспитание, профессиональную подготовку специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях, повышение их квалификации. Во всех средних специальных и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, предусматривается обязательное преподавание основ знаний и курсов по охране природы. Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, связанные с деятельностью, оказывающей влияние на окружающую природную среду, обязаны иметь необходимые знания по охране природы. Органы народного образования, охраны природы, другие государственные органы и общественные организации, средства массовой информации распространяют знания об охране природы и ведут пропаганду природоохранительного законодательства. Статья 33. Научные исследования в области охраны природы В целях научного обеспечения охраны природы проводятся исследования, направленные на: - создание прогрессивных малоотходных технологических процессов и современных технических средств, обеспечивающих экологическую безопасность промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных предприятий, сооружений и объектов при их эксплуатации; - обеспечение экономически эффективного, рационального, ресурсосберегающего природопользования; - создание средств непрерывного контроля состояния природной среды, управления производством, безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования; - восстановление необходимых качеств природной среды; - определение возможных качеств природной среды; - определение возможных способов предотвращения, снижения последствий вредных воздействий на природную среду; - развитие туризма, экскурсий, сотрудничество с зарубежными странами с целью ознакомления с передовым опытом в деле охраны природы. 11. Ответственность за нарушение природоохранительного законодательства, возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства, разрешение споров в области охраны природы Статья 34. Ответственность за нарушение природоохранительного законодательства Лица, виновные: - в нарушении стандартов, норм и иных нормативно-технических требований по охране природы; - в невыполнении требований государственной экологической экспертизы; - в отказе от внесения установленной платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на нее; - в даче заведомо ложного заключения государственной экологической экспертизы и заведомо ложной оценки воздействия объекта на окружающую природную среду; - в нарушении экологических требований, в том числе в превышении установленной экологической емкости территории, при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и иных объектов, экспорте, импорте экологически опасной продукции; - в сверхнормативном загрязнении окружающей среды, биологическом, физическом и иных вредных воздействиях на нее; - в непринятии мер по восстановлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов; - в невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной природы; - в нарушении требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении отходов производства и потребления; - в нарушении экологических требований при обращении с радиоактивными и химическими веществами; - в воспрепятствовании посещению объектов должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей природной среды; - в отказе от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и использовании ее объектов, а также об источниках загрязнения, в несообщении о произведенных сверхнормативных выбросах загрязняющих веществ и других аварийных вредных воздействиях на окружающую среду, - несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Туркменистана. Законодательством Туркменистана может быть установлена ответственность и за другие нарушения законодательства об охране природы. Ответственность за правонарушения, указанные в настоящей статье, не исключает ответственности за нарушения земельного, водного, лесного законодательства, законодательств о недрах, об охране атмосферного воздуха, растительного и животного мира и другого специального законодательства. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения ущерба, причиненного ими в результате действий, нарушающих законодательство об охране природы. Статья 35. Ограничение, приостановление, прекращение и перепрофилирование деятельности, оказывающее вредное влияние на окружающую среду Деятельность предприятий, организаций, сооружений и иных объектов может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин прекращена или перепрофилирована в случаях: - вредного влияния на здоровье и условия проживания людей, на природные ресурсы, особо охраняемые природные территории и окружающую природную среду; - возникновение угрозы вредно воздействующих на окружающую природную среду аварий или происшествия таковой; - нарушение требований нормативно-технического и метрологического обеспечения охраны природы; - нарушение экологических требований к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в действие и эксплуатацию предприятий, организаций, сооружений и иных объектов; - нарушение экологических требований обращения с радиоактивными, химическими, биологическими веществами и микроорганизмами; - нарушение экологических требований охраны окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления. Решения об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании деятельности предприятий, организаций, сооружений и иных объектов принимаются Советами народных депутатов, государственными органами по охране природы в соответствии с их компетенцией с одновременным прекращением финансирования виновных юридических и физических лиц. Статья 36. Обязанность возмещения ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства Юридические лица и граждане, причинившие ущерб окружающей среде путем ее загрязнения, иных вредных воздействий на нее и других нарушений природоохранительного законодательства, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством Туркменистана. Статья 37. Порядок возмещения ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде нарушением природоохранительного законодательства, производится добровольно либо по решению суда или хозяйственного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков. Статья 38. Возмещение ущерба, причиненного гражданам неблагоприятным воздействием окружающей среды Ущерб, причиненный гражданам в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью юридических лиц или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение ущерба производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, специально уполномоченных органов по охране природы или общественных организаций. Возмещение гражданам ущерба, причиненного в результате крупных аварий и катастроф с экологическими последствиями, производится в соответствии с законодательством Туркменистана. Статья 39. Материальная ответственность работников, виновных в причинении ущерба вследствие нарушения природоохранительного законодательства Должностные лица и иные граждане, виновные в причинении ущерба окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, несут материальную ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана. Статья 40. Исковые требования о прекращении экологически вредной деятельности Юридические лица вправе обратиться в суд или в хозяйственный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей ущерб окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, юридическим лицам. Решение суда или хозяйственного суда о прекращении экологически вредной деятельности исполняется в соответствии с законодательством Туркменистана и является основанием для прекращения финансирования указанной деятельности. Статья 41. Порядок разрешения споров в области охраны природы Споры по вопросам охраны природы разрешаются местными Советами народных депутатов, судом или хозяйственным судом в порядке, устанавливаемом законодательством. Имущественные споры, связанные с нарушением законодательства об охране природы, разрешаются судом или хозяйственным судом в соответствии с их компетенцией. Споры, связанные с охраной природы, между государственными, общественными и иными организациями Туркменистана и государственными и общественными организациями другого государства рассматриваются комиссией, образуемой на паритетных началах из представителей заинтересованных государств. 12. Международные договоры в области охраны природы Статья 42. Международные договоры в области охраны природы Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Туркменистана об охране природы, то применяются правила международного договора, за исключением случаев, когда в Туркменистане действуют более строгие требования. Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши гор. Ашхабад 12 ноября 1991 г. № 600-ХП |
|