…зному образованию татар. Кашгар, говорят, прежде был значительнее, а его жители богаче, чем теперь. Упадок целиком и полностью объясняют вторжением кокандских ходжи, которые каждый год нападают на город, загоняют китайцев в крепость и грабят все подряд. Так они, мародерствуя, хозяйничают до тех пор, пока осажденный гарнизон не запрашивает Пекин и не получает официального разрешения на защиту. Кокандские ходжи, толпа хищных бродяг, грабят таким образом город уже несколько лет, и все-таки китайцы остаются китайцами.

Здесь тоже произошли важные изменения со времени появления первого издания моей ”Книги путешествий”. Китайская Татария, правильнее - Восточный Туркестан, под предводительством Якуба Кушбеги, (Подробнее о жизненном пути Якуба Кушбеги и освободительной войне Восточного Туркестана см. в моей книге: ”Zentralasien und die englisch-russische Grenzfrage” (Leipzig, 1873, с. 271-308)) авантюриста из Коканда, освободилась от китайского господства и образует теперь независимое государство, равное по величине всем 3 туркестанским ханствам, вместе взятым 209.

VI. ПУТИ СООБЩЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Сообщение Средней Азии с Россией, Персией и Индией. - Дороги в 3 ханствах и в Китайской Татарии.

Наиболее активные транспортные связи Средняя Азия поддерживает с Россией, они осуществляются по следующим основным путям:

а) из Хивы караваны идут в Астрахань и Оренбург, откуда некоторые состоятельные купцы добираются до Нижнего Новгорода и даже до Петербурга;

б) из Бухары преимущественно в летнюю пору поддерживается бесперебойная связь с Оренбургом. Чаще всего ездят именно этим путем, на него тратят 50-60 дней, и лишь в исключительных случаях он занимает больше или меньше времени. Если среди киргизов нет особых волнений, то даже самые маленькие караваны идут по этому пути;

в) из Ташкента караваны отправляются в Оренбург и Кызыл-Джар (Петропавловск). До Оренбурга они доходят за 50-60 дней, а до Петропавловска - за 70 дней. Это самые многочисленные караваны, так как путь проходит по очень опасным местам;

г) из Намангана и Аксу в Пулат (Семипалатинск) ходят большей частью китайские караваны в сопровождении сильного конвоя, они достигают своей цели за 40 дней. Одиночные путешественники могут беспрепятственно проходить мимо киргизов, но только в том случае, если они путешествуют как дервиши. Многие мои спутники совершили путешествие в Мекку через Семипалатинск, Оренбург, Казань и Константинополь.

Таковы пути сообщения, идущие на север. Связи с югом значительно слабее. Хива имеет обыкновение отправлять ежегодно 1-2 небольших каравана в Персию через Астрабад и Дерегез. Бухара проявляет несколько большую активность, однако отсюда уже 2 года ни один караван не отправлялся через Мерв в Мешхед, потому что теке прервали всякое сообщение. Самая оживленная дорога - гератская, тут караваны расходятся налево и направо, направляясь в Персию, Афганистан и Индию. Дорога через Карши и Балх в Кабул имеет второстепенное значение, потому что переход через Гиндукуш представляет трудности. Даже летом на ней мало народу.

Помимо названных путей сообщения мы должны еще упомянуть путеводные нити между самыми укромными уголками Туркестана и отдаленнейшими местами Азии, поддерживаемые одиночными пилигримами или нищими. Что может быть интереснее этих замечательных бродяг, без гроша в кармане покидающих свою родину, чтобы пройти тысячи миль по странам, названия которых они едва ли слышали прежде, среди народов, совершенно отличных от них по облику, языку и обычаям. Нимало не задумываясь, бедный (Богатые люди крайне редко подвергают себя тяготам паломничества. Найдена замена этому. Они снабжают деньгами на дорогу своего представителя и отправляют его в Мекку, где он вместо своего имени вставляет в молитву имя пославшего его человека. Сам он довольствуется тем, что после его кончины на могильном камне будет написано ”хаджи”) житель Средней Азии может под впечатлением последнего сна отправиться в Аравию и даже в самые отдаленные западные области турецкого государства. Терять ему нечего, он хочет увидеть мир и слепо следует своему инстинкту. Я говорю ”мир”, т.е. его мир, который начинается в Хиве и кончается в турецкой державе. Европу он считает прекрасной, однако, по его мнению, она полна колдовства и прочей чертовщины, так что он не осмеливается вступить в этот опасный лабиринт даже с самой надежной ариадниной нитью в руках.

Мы убедились на опыте, что чем дальше углубляешься в пределы Туркестана, тем больше становится ежегодное число пилигримов. Хаджи, отправляющихся из Хивы, насчитывается от 10 до 15 в год, из Бухары - от 30 до 40, а из Коканда и Китайской Татарии - от 60 до 80. Если к этому прибавить еще желание персов посетить святые места Мешхеда, Кербелы, Кума и Мекки, то нельзя не заметить существующую еще и поныне страсть азиатов к странствованиям. Семя, заложенное древним переселением народов, все еще существует, и не будь западной цивилизации и её могущественного влияния, со всех сторон окружающего Азию, кто знает, какие бы изменения уже совершились.

ДОРОГИ В ТРЕХ ХАНСТВАХ

А. Дороги в Хивинском ханстве и пограничных землях

1. От Хивы до Гемюштепе:

а) дорогу Орта-йолу можно легко преодолеть верхом за 14-15 дней. Она насчитывает следующие станции:


1) Акгап,

2) Медемин,

3) Шоркёль (озеро),

4) Капланкыр,

5) Дехли-Ата,

6) Кахриман-Ата,

7) Коймат-Ата,

8) Ети-Сири,

9) Джанык,

10) Улу-Балкан,

11) Кичиг-Балкан,

12) Керен-таги (горная цепь),

13) Кызыл-Такыр,

14) Богдайла,

15) Этрек,

16) Гемюштепе,


б) Теке-йолу можно преодолеть за 10 дней. Говорят, что она имеет следующие станции:


1) Медемин,

2) Денен,

3) Шахсанем,

4) Ортакую,

5) Алты-Куйрук,

6) Чирлалар,

7) Чин-Мухаммед,

8) Сазлык,

9) Этрек,

10) Гемюштепе.


По-видимому, этой дорогой пользуются для аламанов, так как только таким образом можно объяснить тот факт, что удается столь быстро преодолеть большие расстояния по обычному пути.

2. От Хивы до Мешхеда

Есть 2 дороги, одна - от Хазараспа в Дерегез, к югу, через пустыню, требует 12 дней пути, другая, идущая через Мерв, имеет 7 главных станций или колодцев: Дари,

Сагри,

Намакабад,

Шакшак,

Шуркен,

Ак-Яб,

Мерв.

3. От Хивы до Бухары (главная дорога)

Хива-Ханка

6 ташей (или фарсахов)

Ханка-Шурахан

5 ташей (или фарсахов)

Шурахан – Аккамыш

6 ташей (или фарсахов)

Аккамыш – Тёйебоюн

8 ташей (или фарсахов)

Тёйебоюн – Тюнюклю

6 ташей (или фарсахов)

Тюнюклю - Уч-Уджак

10 ташей (или фарсахов)

Уч-Уджак – Каракёль

10 ташей (или фарсахов)

Каракёль-Бухара

9 ташей (или фарсахов)

Всего

50 ташей (или фарсахов)

4. От Хивы до Коканда

Имеется дорога через пустыню, она не идет через Бухару. У Шурахана выезжают за пределы ханства и обычно за 10-12 дней добираются до Ходжента. Путь можно сократить, повернув у Джизака. По этой дороге ехал Конолли в сопровождении кокандского принца, которого он встретил в Хиве.

5. От Хивы до Кунграда и побережья Аральского моря

Хива - Янги-Ургенч

4 таша

Янги-Ургенч - Гёрлен

6 ташей

Гёрлен - Янги-Яп

3 таша

Янги-Яп - Хитай

3 таша

Хитай - Мангыт

4 таша

Мангыт - Кипчак

l таша

Кипчак - Канлы

2 таша

Канлы - Ходжа-Или (пустыня)

22 таша

Ходжа-Или - Кунград

4 таша

Кунград - Хаким-Ата

4 таша

Хаким-Ата - Чортангёль

5 ташей

Чортангёль - Бозатава

10 таша

Бозатава - берег моря

5 ташей

Всего

73 таша

Итого 73 таша. Это расстояние, если дорога не очень плохая, можно проехать за 12 дней.

6. От Хивы до Кунграда через Кене [Куня-Ургенч]

Хива – Газават

3 таша

Газават - Ташхауз

7 ташей

Ташхауз - Кёкчеке

2 таша

Кёкчеке - Кызыл-Такыр

7 ташей

Кызыл-Такыр - Порсу

6 ташей

Порсу – Кёне

9 ташей

Кёне - Ходжа-Или

6 ташей

Всего

40 ташей

Отсюда до Кунграда, как уже упоминалось, 4 таша, что в общем составляет 44 таша. Итак, эта дорога была бы ближе, чем через Герлен, но, во-первых, дорога через Кене небезопасна, а во-вторых, ехать через пустыню тяжко, поэтому чаще всего едут по 5-маршруту.

7. От Хивы до Фитнека.

Хива - Шейх-Мухтар

3 таша

Шейх-Мухтар - Багат

3 таша

Багат - Ишантепе

2 таша

Ишантепе - Хазарасп

2 таша

Хазарасп - Фитнек

6 ташей

Всего

16 ташей

Прибавив это число к указанным в 5-маршруте 73 ташам, мы увидим, что наибольшее протяжение ханства, расположенного вдоль Оксуса, не превышает 89 ташей.

Б. Дороги в Бухарском ханстве и его окрестностях

1. От Бухары до Герата.

Бухара - Хошрабат

3 таша

Хошрабат - Текендер

5 ташей

Текендер - Черчи

5 ташей

Черчи - Карахинди

5 ташей

Карахинди - Керки

7 ташей

Керки – Сейид (колодец)

8 ташей

Сейид-Андхой

10 таша

Андхой - Баткак

5 ташей

Баткак - Меймене

8 ташей

Меймене - Кайсар

4 таша

Кайсар Нарын

6 ташей

Нарын - Чичакту

6 ташей

Чичакту - Кале-Вели

6 ташей

Кале-Вели - Мургаб

4 таша

Мургаб - Дербенд

3 таша

Дербенд - Калайи-Нау

8 ташей

Калайи-Нау-Сарчешме

9 ташей

Сарчешме - Герат

6 ташей

Всего

108 ташей

Это расстояние можно проехать верхом за 20-25 дней

2. От Бухары до Мерва.

Надо добираться через Чарджоу, из этого города через пустыню есть 3 разные дороги

а) через Рафатак, на пути есть колодец, длина дороги 45 фарсахов;

б) через Учхаджи; на пути 2 колодца, длина 40 фарсахов;

в) через Йолкую, это восточная дорога длиной 50 фарсахов.

3. От Бухары до Самарканда (обычная дорога):

Бухара -Мазар

5 ташей

Мазар - Кермиие

6 ташей

Кермине - Мир

6 ташей

Мир - Катта-Курган

5 ташей

Катта-Курган - Даула

6 ташей

Даула - Самарканд

4 таша

Всего

32 таша

На повозках, обычно груженых, по этой дороге надо ехать 6 дней; верхом на хорошей лошади это расстояние можно проехать за 3 дня, а курьеры едут всего 2 дня.

4. От Самарканда до Керки:

Самарканд - Робати-хауз

3 таша

Робати-хауз - Найман

6 ташей

Найман - Шуркутук

4 таша

Шуркутук - Карши

5 ташей

Карши - Файзабад

2 таша

Файзабад - Сангзулак

6 ташей

Сангзулак - Керки

6 ташей

Всего

32 таша

5. От Самарканда до Коканда через Ходжент:

Самарканд - Янги-Курган

3 таша

Янги-Курган - Джизак

4 таша

Джизак - Замин

5 ташей

Замин -Джам

4 таша

Джам - Сабат

4 таша

Сабат - Оратепе

2 таша

Оратепе - Hay

4 таша

Hay - Ходжент

4 таша

Ходжент - Каракчикум

4 таша

Каракчикум - Мехрем

2 таша

Мехрем - Бешарык

5 ташей

Бешарык Коканд

5 ташей

Всего

46 ташей

В повозке по этой дороге надо ехать 8 дней, но можно и сократить путь, как обычно большей частью и поступают, добираясь из Оратепе прямо в Мехрем за 8 часов и выигрывая при этом 6 ташей.

6. От Самарканда до Ташкента и русской границы:

Самарканд - Янги-Курган

3 таша

Янги-Курган - Джизак

4 таша

Джизак - Чиназ

16 ташей

Чиназ - Зенги-Ата

4 таша

Зенги-Ата - Ташкент

6 ташей

Всего

33 таша

Отсюда еще 5 дней езды до Кале-Рахима, где находятся 1-й русский форт и крайний казачий форпост.

В. Дороги в Кокандском ханстве

1. От Коканда до Оша (прямой маршрут):

Коканд - Караул-тепе

5 ташей

Караул-тепе Маргелан

3 таша

Маргелан - Шахрихан

4 таша

Продолжение »