|
|
…твенник может зачастую блуждать неделями, не находя ни капли пресной воды, ни тени хотя бы одного дерева. Зимой там сильные холода и глубокие снега, а летом - палящая жара и глубокие пески; бури же в разное время года различаются только тем, что одни из них готовят каравану и путешественнику сухую могилу, а другие - сырую. Чтобы более точно передать деление туркмен, мы воспользуемся их собственными выражениями. В соответствии с нашими, европейскими понятиями мы называем главные группы племенами, принимая за исходную точку целую нацию. Но туркмены, которые, как явствует из истории, никогда не объединялись в единое целое, называют свои главные группы словом ”халк” (по-арабски ”народ”, ”люди”) и выделяют следующие: 1) човдур, 2) эрсари, 3) али-или, 4) кара, 5) салор, 6) сарык, 7) теке, 8) гёклен, 9) йомуты. Халк распадается на отдельные таифе, а те, в свою очередь, - на тире. (Как уже говорилось, мы примем для политического деления выражения, употребляемые самими номадами, добавляя условное значение. Итак: Халк - собственно ”народ”, означает ”племя” таифе - ”народ”, - ”орда” тире - ”обломок”, - ”клан” 148) Мы кратко коснемся всех этих главных племен, обратив особое внимание на 3 южных: теке, гёклен и йомутов, поскольку нам довелось увидеть их вблизи и познакомиться с ними. 1. Племя човдур живет в южной части области, расположенной между Каспийским и Аральским морями, и насчитывает приблизительно 12 тыс. юрт. Его главные тире, рассеянные от Каспийского моря до Старого Ургенча, Бульдумфаса 149 и Кёкчеге в Хиве, следующие150: абдал (Abdal), игдыр (Jgdyr), эсенул (Essenlu), карачовдур (Karatschaudor), бозаджи (Bosadschi), бурунджук (Burundschuk), шейх (Scheich) 151. 2. Племя эрсари живет на левом берегу Оксуса от Чарджоу до Балха, подразделяется на 20 таифе и большое число тире 152; говорят, что число их юрт составляет от 50 до 60 тыс. Поскольку они большей частью живут на берегу Оксуса и обязаны платить дань бухарскому эмиру, их часто также называют ”лебаб-туркмены”, т.е. ”прибрежные туркмены”. 3. Али-или 153, главное место жительства которых Андхой, образуют только 3 небольших тире и насчитывают не более 2-3 тыс. юрт. 4. Кара. Небольшое, но чрезвычайно дикое туркменское племя, которое большей частью кочует вблизи колодцев в огромной песчаной пустыне между Андхоем и Мервом и находится в состоянии войны со всеми соседними народностями из-за своих беспощадных грабежей. 5. Салор 154. Самое древнее из известных в истории туркменских племен, знаменитое своей храбростью еще во времена арабского нашествия. Вероятно, ранее оно было более значительно, но постоянные войны очень сократили его, теперь у племени всего 8 тыс. юрт, и если еще 10 лет назад оно владело таким важным пунктом, как Мерв, то ныне, вытесненное туркменами-теке, живет в Марчахе и его окрестностях. Оно состоит из следующих тире и таифе: | Таифе | Тире | | 1) ялавадж (Jalavadsch) | яс (Jas), йизи (Jisi), сакар (Sakar), ордуходжа (Orduchodscha). | | 2) караман (Karaman). | атам (Atam), гёрджикли (Gordschikli), бейбё-леги (Beybolegi). | | 3) анабёлеги (Anabolegi). | яджи (Jadschi) 155, бохара (Bochara) 156, бакаш-тёре-тимур (Bakaschtore-timur) | 6. Сарык. В смысле храбрости пользуются не меньшей славой, чем племя салор, и поэтому тоже значительно уменьшилось в числе. Теперь сарыки живут в окрестностях Пенде по берегу Мургаба и жестоко враждуют со всеми туркменами, кроме соседних джемшидов. Они делятся на следующие тире и таифе: | Таифе | Тире | | 1) хорасанлы (Chorasanli) | беденг (Bedeng), ходжалы (Chodschali), кизыл (Kisil), хусейналы (Huseinali). | | 2) бирадж (Biradsch) | канлыбаш (Kanlibasch), кульча (Kultscha), суд-жан (Sudschan). | | 3) сохты (Sochti) | япыр (Japyr), муматай (Mumatay), курд (Kurd), кадыр (Kadyr). | | 4) алаша (Alascha) | коджак (Kodschak), богаджа (Bogadscha), ху-сейнкара (Huseinkara), саад (Saad), ёкензис (Oekensis) | | 5) херзеги (Hersegi) | ерки (Jerki), джанибег (Dschanibeg), курама (Kurama), ятан (Jatan), япагы (Japagy). | Мне говорили, что у них до 12 тыс. юрт. 7. Теке 157. В настоящее время это самое большое и могущественное туркменское племя, распадающееся на 2 главные группы: ахальские теке (к востоку от Теджена) и мервские теке; по самым надежным сведениям, они насчитывают около 60 тыс. юрт. Так как у них меньше пригодной для возделывания земли, чем у остальных туркмен, они, так сказать, самой природой обречены разбойничать, и действительно, это бич божий для северо-восточных областей Персии, для Герата и его окрестностей. Из его подразделений, которые, очевидно, более многочисленны, я смог записать только следующие: | Таифе | Тире | | 1) ётемыш (Oetemisch) | келлечо (Kelletscho), султанис (Suitanis), сич-мас (Sitschmas), кара-ахмед (Kara Ahmed). | | 2) бахши (Bachschi) | перренг (Perreng), топас (Topas) кёрсагры (Korsagry), аладжагёз (Aladschagos). ташаяк (Taschajak), аксефи-гёй (Aksefi Goy) 158, мави (Mawi), сакыр (Sakir), касылар (Kasuar). | | 3) тохтамыш (Tochtamisch) | бокбурун (Bokburun), аманзай (Amansay), гёк-че-бег (Goktsche Beg), кара (Kara), xap (Char), контор (Kongor), юсуф (Jusuf), язи (Jasi), арык-караджа (Arik Karadscha). | 8. Гёклен 159. По их положению и по тем обстоятельствам, в которых я застал это племя, я могу назвать его самым мирным и цивилизованным. Гёклены очень охотно занимаются земледелием, и большинство их являются подданными персидского государя. Они живут на прекрасной земле Гургана, имеющего славное прошлое (теперь развалины Шахри-Джурджан). | Таифе | Тире | | 1) чакыр (Tschakir) | гекдиш (Gokdisch), аламет (Alamet), тораман (Toraman), хорта (Chorta), каравул (Karawul), кёсе (Kose), кулкара (Kulkara), баймал (Вауnal). | | 2) бегдили (Begdili) | парк (Park), аманходжа (Amanchodscha), боран (Вогап), карышмар (Karischmar). | | 3) кайи (Kaji) | джанкурбанлы (Dschankurbanli), эркекли (Егkekli), кизыл (Kisil), акинджик (Akindschik), тикенджи (Tikendschi), бокходжа (Bokchodscha), кодана (Kodana), темек (Temek), карнас (Karnas), дари (Dari). | | 4) карабалкан (Karabalkan) | чотур (Tschotur), капан (Карал), сигирсики (Sigirsiki), пашей (Paschey), аджибег (Adschibeg). | | 5) кырык (Kyryk) | гийинлык (Gijinlik), суфиан (Sufian), дехене (Dehene), каракусу (Karakusu), чеке (Tscheke), гёкче (Goktsche), кабасакул (Kabasakul) 160 ёнгют (Oengut), кёнгёр (Kongor). | | 6) байиндыр (Bajindir) | калайджи (Kalaydschi), кёрюк (Koruk), япаги (Japagi), яджи (Jadschi), кесир (Kesir), ясагалык (Jasagalik), тёренг (Toreng). | | 7) геркес (Gerkes) | моллалар (Mollalar), кёсе (Kose), атанияз (Atanijas), мехрем (Mehrem), бёрре (Borre). | | 8) янгак (Jangak) | кётчют (Kotschut), маджиман (Madschiman), кётю-дизегри (Kotu Disegri), сарыдже (Saridsche), экиз (Ekis). | | 9) сенгрык (Sengrik) | карашур (Karaschur), кучи (Kutschi), Пар (Char), шейхбеги (Scheischbegi). | | 10) ай-дервиш (Aj Derwisch) | ёчу (Oetschu), коджамас (Kodschamas), дехли (Dehli), чиксары (Tschiksari), араб (Arab), аджем (Adschem), карджик (Kardschik). | Говорят, что эти 10 групп насчитывают 10 тыс. юрт, число, может быть, не преувеличенное. 9. Йомуты, живущие на восточном побережье и некоторых островах Каспийского моря, в общем называются ”гёргенские йомуты”, т.е. йомуты с Гёргена. Кроме того, есть еще хивинские йомуты, т.е. йомуты из Хивы, избравшие для жительства другой конец пустыни, поблизости от Оксуса 161. Наиболее значительные места, где обычно располагаются гёргенские йомуты, если начинать перечисление от персидской границы, следующие: 1) Ходжа-Нефес 162, в нижней части устья Гёргена, с 40-60 юртами, поставляющими множество отважных морских разбойников, от которых не знает покоя персидское побережье; 2) Гёмюштепе - зимняя квартира, летом здесь не живут из-за свирепствующей лихорадки. Этот район расположен в верхней части устья Гёргена, который здесь весьма глубок и изобилует рыбой, что служит большим подспорьем для кочевников; 3) Гасанкули, на берегу залива того же названия. Эта местность густо населена летом, здесь вызревают хорошие дыни; 4) Этрек, восточнее Гасанкули, на берегу одноименной реки, которая в 6 милях отсюда впадает в море; 5) Чекишляр, или яйлак (летовка), поблизости от холма Ак-Тепе, возвышающегося на берегу моря; 6) Челекен, (Правильнее Черекен от персидского ”Чар-кен”, т.е. ”Четыре рудника” - по названию 4 основных продуктов этого острова 165) остров всего в нескольких милях от материка, жители его - мирные торговцы. Йомуты образуют следующие кланы и орды: | Таифе | Тире | | 1. Атабай (Atabay) | сехене (Sehene), дюнгирчи (Dungirtschi), тана (Tana), кисарка (Kisarka), кесе (Kese), темек (Temek). | | 2. Джафер-бай (Dschafer bay), | которые подразделяются: | | а) ярали (Jarali) | ири-томач (Iri Tomatsch), кызыл (iCisil), сакал-лы (Sakalli), аригкёзели (Arigkoseli), чоккан-боркан (Tschokkan borkan), онук-томач (Onuk Tomatsch); | | б) нурали (Nurali) | кельте (Kelte), карынджик (Karindschik), гази-ли-кёр (Gasili kor), хоссанкулулу-кёр-панкётек (Hossankululu kor Pankotek). | | 3. Шереф-джуни (Scheref Dschuni)163, из которых одна | часть живет в Гёргене, другая - в Хиве: | | а) Гёрген (Gorgen) | кара-белке (Kara bolke), теведжи (Tewed-schi) 164, йилгай (Jilgay), джафер (Dschafer); | | б) Хива (Chiwa) | ёкюз (Oekus), салак (Salak), ушак (Uschak), коджук (Kodschuk), мешрик (Meschrik)166 , йимрлеи (Jimreli). | | 4. Огурджалы (Ogurdschali) | семедин (Semedin), гирай (Giraj) 167, терекеме (Terekeme), недин (Nedin). | Огурджалы не признают себя соплеменниками йомутов 168, потому что не занимаются разбоем. Так как они деятельно поддерживают мирные торговые сношения с Персией, они стали подданными шаха и ежегодно платят 1000 дукатов дани. Однако в дела их внутреннего управления персы не вмешиваются. Сами йомуты обычно насчитывают у себя 40-50 тыс. юрт, но эта цифра столь же мало достоверна, как и все другие, так как национальная гордость этих номадов выражается в данных об их количестве. Несмотря на это, суммируем отдельные показатели: | Човдур | 12 000 | | Эрсари | 50 000 | | али-или | 3 000 | | Кара | l 500 | | Салор | 8 000 | | Сарык | 10 000 | | Теке | 60 000 | | Гёклен | 12 000 | | Йомуты | 40 000 | | Всего юрт | 196 500 | В среднем в одной юрте считают 5 человек, что дает в сумме 982 500 человек. Эта цифра должна рассматриваться как минимум, потому что я уменьшил туркменские показания почти на 1/3. Б. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА Во время моего пребывания среди туркмен меня больше всего поразило то, что я не нашел никого, кто бы хотел командовать, и ни одного человека, который хотел бы повиноваться. Сам туркмен обычно так говорит о себе: ”Биз бибаш халк боламыз” (”Мы - народ без главаря”), ”да нам никого и не надо, мы все равны, у нас каждый - король”. В политических институтах всех прочих номадов можно найти какие-то следы правления, в лице аксакала у тюрок, риш-сефида у персов, шейха у арабов; у туркмен нет ничего подобного. В племенах есть, правда, свои аксакалы, которых в какой-то мере почитают, но их любят и терпят до тех пор, пока они не пытаются проявить свое превосходство какими-то приказами или чрезмерным важничаньем. Читатель непременно спросит, как же могут эти известные разбойники, чья жестокость не знает границ, жить вместе, не уничтожая друг друга. Да, это удивительно, но еще более удивит читателя то, что, несмотря на кажущуюся анархию, несмотря на всю дикость, у них - пока они не объявят вражду всенародно, - меньше разбоя и убийств, меньше несправедливости и безнравственности, чем у других азиатских народов, социальные условия которых покоятся на базе исламской цивилизации. Жителями пустыни управляет часто даже тиранящий их древний и могущественный властелин, невидимый, но отчетливо проявляющий себя в слове ”деб”(обычай, нравы, устои) (”Деб” (у киргизов ”тере”) - слово арабского происхождения и восходит к слову ”эдеб” (”нравственность”)). Туркмены строжайшим образом соблюдают все, что предписывает деб, и питают отвращение ко всему, что он запрещает. Наряду с дебом можно было бы упомянуть и религию, сказывающуюся при определенных обстоятельствах, однако она далеко не имеет того влияния, которое ей приписывают, хотя и заимствована из фанатичной Бухары. Повсеместно распространено мнение, что туркмен грабит и продает перса из-за того, что тот принадлежит к ненавистной шиитской секте. Однако это глубокое заблуждение, и я твердо убежден, что туркмен не отказался бы удовлетворить свою жажду разбоя, который разрешается дебом, если бы вместо персов его соседями были сунниты-турки. И ведь он часто подтверждает это, нападая на суннитские Афганистан, Меймене, Хиву и даже на Бухару. Впоследствии собственный опыт убедил нас в том, что большая часть рабов в Средней Азии принадлежит к суннитам. Однажды я спросил разбойника, известного своей набожностью, как это он может продавать в рабство своего брата-суннита, ведь пророк повелел: ”Кулли муслим хурр”, т.е. ”каждый мусульманин свободен”. ”Эх, - отвечал туркмен с полнейшим равнодушием, - Коран - божья книга и, конечно, намного благороднее человека, а ее продают и покупают за несколько кранов. Так чего же ты хочешь? Иосиф сын Якуба был пророком, а его тоже продали. Разве он стал хуже от этого?” Примечательно, что деб очень мало пострадал в восьмисотлетней борьбе с религией, так как многие запрещенные исламом обычаи, против которых борются муллы, продолжают жить в своей первозданности, и ислам не только у туркмен, но и у других номадов Средней Азии изменил лишь внешнюю форму старой религии.Чем прежде были солнце, огонь и другие явления природы, тем теперь стали Аллах и Мухаммед, но в глубине души кочевник все тот же, что и 2000 лет назад, и его характер может перемениться только тогда, когда он заменит свою легкую юрту прочным домом, построенным тяжким трудом, т.е. когда он перестанет быть кочевником. Возвращаясь к влиянию аксакалов, заметим, что, хотя они в общем и представляют соответствующее племя в сношениях с чужеземцами, если имеют дело с Персией, Россией или другими туркменскими племенами, они не являются уполномоченными посланниками. Насколько они бессильны, не раз имели возможность узнать Россия и Персия, старавшиеся с большими издержками привлечь на свою сторону аксакалов, чтобы прекратить грабежи и разбой, но до сих пор не достигшие заметного успеха. Муллы пользуются большим уважением, но не потому, что они представляют ислам, а из-за уважения ко всему религиозному, следовательно, и к мистическому, перед чем суеверные номады испытывают страх. Впрочем, муллы, получившие образование в Хиве и Бухаре, - хитрый народ: они появляются, окружив себя ореолом святости, а затем, набив кошельки, уезжают. В основе социальных связей лежит прочная спаянность как отдельных подразделений, так и всего племени. Каждый туркмен, даже 4-летний ребенок, знает, к какому таифе и тире он принадлежит, и с гордостью говорит о могуществе и численности своего клана, так как это, действительно, то оружие, которое защищает его от произвола других. Если же обида нанесена какому-либо члену племени, все племя должно требовать удовлетворения. Что касается отношений йомутов к соседним племенам, то я нашел, что они живут в непримиримой старинной вражде с гёкленами. С теке они пытались заключить мир как раз в то время, когда мы были в Этреке, что было счастливой случайностью для нас, путешественников, однако, как я услышал впоследствии, мир не был заключен; и то, что эти в высшей степени воинственные племена не имеют возможности объединиться, - великое счастье для персов. Персы, особенно жители Мазендарана, Хорасана и Систана, постоянно подвергаются разбойничьим набегам отдельных племен, и объединение теке и йомутов привело бы к нескончаемым бедам. Неизменное военное счастье вскружило туркмену голову, и он лишь посмеивается в кулак, когда эта страна угрожает ему или высылает свою армию. Иначе обстоят дела с Россией. Могущества русских йомуты побаиваются, хотя знают о нем только по небольшому гарнизону Ашуры. Мне говорили, что года 4 назад русские вопреки всем договорам, заключенным с Персией, напали на Гёмюштепе, причем солдат было всего 120; туркмены, численность кото… Продолжение »
|
|