4) бий (не смешивать с баем, с которым у него общее только значение слова); должен во время битвы быть по правую руку хана;
5) аталык, своего рода советник; обязательно должен быть из узбеков; число их определяет хан;
6) кошбеги, везир, или 1-е должностное лицо при ханском дворе; с него, собственно говоря, начинается весь корпус чиновников, зависящих от прихоти правителя.
7) мехтер, что-то вроде мажордома; отвечает за управление двором и страной. Мехтер всегда должен быть из сартов (древнейшего персидского населения Хивы)171;
8) есаулбаши; их двое, предводители лейб-гвардейцев; их обязанность - вводить просителей на официальную аудиенцию (арз). В том же звании состоит диван, своего рода государственный секретарь и вместе с тем глава финансового ведомства;
9) мехремы, их тоже 2; занимают посты камергеров. Это доверенные лица, пользующиеся большим влиянием на хана и правительство;
10) минбаши, командир 1000 всадников; (По моим сведениям, общая численность вооруженных сил хивинского хана составляет 30 тыс. человек, но я слышал, что в период опасности он может удвоить это число)
11) юзбаши, командир 100 всадников;
12) онбаши, командир 10 всадников.
Эти 12 категорий собственно и составляют чиновничество, называемое ”сипахи”. Оно, в свою очередь, подразделяется:
а) на тех (категории 2, 3, 4, 5), которых хан никогда не может сместить,
б) на служащих в собственном смысле слова (категории 6, 7, 8, 9), получающих определенное содержание, в) на тех, кто состоит на службе только во время войны.
Высших чиновников награждают поместьями, простые воины получают от хана коня и оружие и освобождаются от всех налогов и податей.
До сих пор речь шла о светских чиновниках. Улемы, или священники, верховный глава которых - накиб, делятся на следующие категории:
1) кази-келян, верховный судья и глава судопроизводства во всем ханстве;
2) кази-орду, сопровождающий хана в качестве верховного судьи в походах;
3) алем, глава 5 муфтиев;
4) реис, инспектирует школы и следит за соблюдением законов религии;
5) муфтий, по одному в каждом значительном городе;
6) ахунд, профессор или учитель начальной школы.
Первые трое принадлежат к высшему чиновничеству и при вступлении в должность получают от хана значительные суммы, трое последних получают жалованье фруктами и деньгами (в достаточном количестве) из вакфа (имущества, предназначенного на благотворительные цели), однако существует обычай, по которому хан ежегодно делает им различные подарки в праздники курбан и ноуруз. Хивинские улемы не так славятся ученостью, как бухарские, но зато они не столь заносчивы и надменны; многие из них от всей души стремятся, насколько возможно, просветить своих соотечественников и смягчить грубость их воинственного нрава.
Налоги
В Хиве существует 2 вида налогов: а) салгыт, соответствующий нашему поземельному налогу: с каждых 10 танабов (1 танаб равен 60 квадратным локтям) 173годной для обработки земли хан получает ежегодный налог в 18 тенге (10 шиллингов). Воины (нукеры или атлы), улемы и ходжи, или сейиды (потомки пророка), налогов не платят; б) зекат, состоящий в том, что со всякого ввозимого товара взимается 2,5% стоимости, с крупного рогатого скота, верблюдов и лошадей - 1 тенге с головы, с овец - полтенге ежегодно. (Однако этот налог платят только те, кто владеет более чем 10 головами скота, т.е. стадом) Кроме того, с каждой зарегистрированной лавки платят каждый год 6 тенге. Салгыт взыскивается под непосредственным руководством кошбеги и мехтера, которые ежегодно объезжают главные округа и поручают взимание налога в данной местности яшолу. (Яшолу, т.е. те, кто находится в почтенном возрасте, как называют седобородых в Хиве) За сбором зеката следит любимый мехрем хана, объезжающий вместе с писарем кочевые племена; так как пересчитать скот невозможно, он ежегодно устанавливает каждому племени определенный тариф после беседы и достижения договоренности с его яшолу. Конечно, большая часть сбора при таком методе достается мехтеру; в прошлом году хану пришлось поверить, что у каракалпаков всего 6 тыс. голов крупного рогатого скота, у йомутов и човдуров - только 30 тыс. овец, что составляет, как я слышал, лишь третью часть действительного поголовья.
Суды
Как явствует из вышесказанного, мечети и частные дома казиев и муфтиев, коим доверено судопроизводство, являют собой места, где происходит судебное разбирательство. Кроме того, каждый волен принести жалобу губернатору города или провинции, который выносит решение по урфу, т.е. по своему усмотрению 174. Каждый губернатор и даже сам хан должен ежедневно по крайней мере в течение 4 часов вести арз, т.е. открытый прием, и только болезнь может освободить его от этой обязанности. Поскольку на прием допускаются абсолютно все, зачастую правителю приходится выслушивать и улаживать ничтожнейшие семейные раздоры. Мне говорили, что хану доставляет удовольствие смотреть на разъяренных супругов, он еще больше их подзадоривает, и глава государства держится за бока от хохота, в то время как муж и жена у него на глазах тузят друг друга, валяясь в пыли.
В. ХИВИНСКОЕ ХАНСТВО
Границы
Хивинское ханство, известное в истории под именем Хорезм (Хорезм - персидское слово и означает ”воинственный”, ”боевой” 176) и называемое в соседних странах Ургенчем, со всех сторон окружено пустынями; крайняя граница обрабатываемых земель на юго-востоке - город Фитнек, на северо-западе - Кунград и Кёне-Ургенч, на юге - Медемин и Кучек. Попытаться указать площадь земель, населенных оседлыми жителями, было бы столь же бесполезно, как и определить число проживающих там людей, поэтому мы предпочитаем дать возможно более полное топографическое описание ханства, и пусть географ попытается сделать расчеты. С уверенностью можем отметить большое плодородие почвы, объясняемое не столько целесообразной ее обработкой, сколько хорошим орошением благословенной водой Амударьи.
Каналы
Каналы в Хиве 2 видов:
а) арна - образованные самой рекой и лишь время от времени расширяемые и углубляемые жителями;
б) яб 175 - прорытые, шириной в 1 или 2 сажени; большей частью они выходят из арна, и этими ябами вся страна, т.е. обрабатываемая земля, пронизана, словно густой сетью.
Из арна заслуживают упоминания следующие:
1) Хазрети-Пехливан-арнасы, начинается между Фитнеком и Хазараспом, течет мимо Хивы и теряется в песках, миновав Зей и область йомутов;
2) Хазават-арнасы, начинается между Ханкой и Янги-Ургенчем, проходит западнее Хазавата и теряется в землях йомутов;
3) Шахбад-арнасы, начинается выше Янги-Ургенча, проходит мимо Шахбада, Ташауза и Илали и теряется у Кёкчеге;
4) Ярмиш-арнасы начинается напротив Шаббаз-Вели и протекает по области между Кят-Кунградом и Янги-Ургенчем;
5) Кылычбай-арнасы берет начало между Хитаем и Гёрленом, идет мимо Илали и теряется в песках за Кёкчеге.
6) Ходжайли-арнасы.
На другом берегу находятся:
7) Шурахан-арнасы, который начинается в одноименной местности и, дав воду Ябкенари и Аккамышу, исчезает на северо-востоке;
8) Илтазар-хан-арнасы, протекающий по землям каракалпаков.
[Административное] деление
Политическое деление Хивы соответствует числу городов, каждый из которых имеет своего собственного бия, или губернатора, и тем самым составляет отдельный округ. Самые интересные из них-это столица Хива, промышленный центр Янги-Ургенч и Кёне-Ургенч. До монгольского нашествия Кёне-Ургенч был столицей ханства, теперь это бедная деревушка; от былого великолепия остались, во-первых, развалины 2 башен, одни из них довольно значительны; обе башни построены в той же грубой манере, что и остальные среднеазиатские башни. Предание рассказывает, что калмыки разрушили их в ярости, потому что издали показалось, что они совсем рядом, и наступающие думали, что они от них убегают. Во-вторых, сохранился купол Тёребег-ханым, выложенный красивыми изумрудными кирпичами и, в-третьих, - Мазлум-хан-Солугу.
Ниже приведены главные города и округа с относящимися к ним деревнями и данные о расстоянии от Оксуса:
Город | Расстояние от Оксуса в ташах или милях | Деревни |
Хива | 6 | К западу: Бедрхан, Киник, Акъяб, Хасиан, Ташаяк, Тюесичти; к югу: Сирчели, Шихлар, Рафенек, Энгерик, Писекеник, Пирнаказ, Акмесджид; К востоку: Сайят, Кият, Шихбагы, Кеттебаг; к северу: Гендумгях, Перише, Халил, Нейзехас, Гаук, Чарахшик, Зиршайтан, Ордумизан. |
Хазарасп | 1 | Дженгети, Шихарик, Ходжалар, Хим-метбаба, Бичакчи, Ишанчепе, Багат, Найман, Бешарык. |
Янги-Ургенч | 1 1/4 | Гайбулу, Шабадбою, Кучилар, Орос-лар, Сабунджи, Кёнджю, Сагринджи, Ахун-Баба, Карамаза, Кипчаклар. |
Кунград | - | Кит, Ногай, Сарсар, Сакар |
Ташауз | 6 | Камышлыкак, Конградлар, Каргалар, Ярмишбою, Бастырмали |
Гёрлен | 1 | Джелаир, Ионушкали, Эшим, Везир, Алчин, Баскир, Ташкале, Карголи |
Ходжейли | 2 | Кетмечи-Ата, Джарнике, Найманлар (в лесах), Камыш-чоли, Дервиш-ходжа |
Чимбай | - |
|
Шахбад | 4 | Ходжалар, Кефтерхане, Кёккамыш |
Шурахан | - |
|
Кылычбай | 4 1/2 | Халимбег, Багалан, Алиелибою, Бозяпбою |
Мангыт | 1/2 | Пирмамача, Кятлар, Кенегёс |
Кипчак | - | Басуяпбою, Ногайишан, Кауджиргали, Канлылар |
Хитай | 1 1/2 | Аккум, Иоморлутам, Куланлу |
Акдербенди Джамли | 7 |
|
Кят | 1 1/2 |
|
Ханки | 1 | Медер, Гёдже, Ходжалар, Шагаллар |
Фитнек | 2 |
|
Шаббаз-Вели | 2 |
|
Джагатай | 4 1/2 |
|
Амбар | 5 | Бастырмалы, Вейенган-калеси |
Янги-Яп | - | Алчин, Везир |
Нёкс | - |
|
Кучек | 9 |
|
Кёне-Ургенч | 6 |
|
Кят-Кунград (между Гёрленом и Янги Ургенчем) | 2 |
|
Нохас (между Ханкой и Хазареспом) | 2 |
|
Рахмет-Верди-Бег (вблизи гор Овейс-Карайне) | - |
|
Канглы | 1 |
|
Илалы (между Медемином и Ташхаузом) | 8 |
|
Кошкопрю | - |
|
Хазават | 6 |
|
Медемин | - |
|
Г. ПЛОДЫ ЗЕМЛИ, РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛЯ
Мы уже неоднократно упоминали о плодородии хивинской почвы; особенно можно отметить зерновые, хороший рис, преимущественно гёрленский, прекраснейший шелк в Шахбаде и Янги-Ургенче, хлопок, руян - род корня, из которого добывается красная краска, и фрукты, лучше которых, пожалуй, нет не только в Персии и Турции, но даже в Европе. Замечательные яблоки в Хазараспе, груши и гранаты в Хиве и ни с чем не сравнимые восхитительные дыни, о которых идет слава до отдаленного Пекина, (Я привез в Венгрию семена 4 разных сортов, и если судить по первому опыту, то дыни, вероятно, будут давать урожай и на низменностях Венгрии) так что владыка Небесной империи не забывал истребовать среди ежегодных даров, прибывавших к нему из Китайской Татарии, несколько ургенчских дынь. За них дают хорошую цену даже в России, так что тот, кто увозит воз дынь, возвращается с возом сахара.
Из изделий хивинской промышленности славится ургенчский чапан, т.е. кафтан из Ургенча, его шьют из полосатой 2-цветной ткани (шерсти или шелка, а часто обе нити смешаны) по типу наших халатов; кроме того, широко известны хивинская медная посуда, хазараспские ружья, ташаузское полотно.
Самую большую торговлю Хива ведет с Россией. Караваны в 1-2 тыс. верблюдов весной идут в Оренбург, осенью - в Астрахань; они везут хлопок, шелк, шкуры, одежду для ногайцев и татар, шагреневые кожи и фрукты на ярмарку в Нижний (который они называют ”Макариа”) 177 и привозят обратно котлы и другую посуду из чугуна (местное ”джёген”), ситец (сорт, употребляемый у нас на обивку мебели, а здесь он идет на женские рубахи), перкаль 178, сукно, сахар, железо, плохие ружья и некоторые галантерейные товары. Значительную статью вывоза составляет также рыба, впрочем, рыбу русские доставляют и сами под охраной 3 пароходов, которые находятся в Аральском море и, согласно трактату, заключенному последним русским посольством в Хиве, могут доходить до самого Кунграда. С Персией и Гератом торговля ведется в незначительных размерах, (Правда, в Герате и его окрестностях охотно носят хивинский чапан (кафтан из Хивы) и дают за него хорошую цену, но этот товар привозят туда через Бухару) потому что дороги, ведущие туда, находятся в руках туркмен. Сношения между Хивой и Астрабадом поддерживают одни только йомуты, которые ежегодно приводят 100-150 верблюдов с самшитом (для гребней) и нефтью. Торговые сношения с Бухарой, напротив, намного оживленнее. Туда вывозят одежду и полотно, а покупают чай, пряности, бумагу и изготавливаемые там мелкие галантерейные товары.
Для торговли внутри страны в каждом городе 1 или 2 раза в неделю работает базар. Даже в тех местах, где живут одни кочевники и нет ни одного дома, создается базарная площадь (базарли-джай) с несколькими глиняными хижинами, чтобы можно было устраивать базарную торговлю, которая в этой местности носит характер праздника. Житель Средней Азии часто едет на базар за 10-12 миль ради покупки нескольких иголок или прочей мелочи, но на самом деле им движет тщеславие, так как он садится на своего самого красивого коня и берет с собой лучшее оружие.
Д. НАСЕЛЕНИЕ ХАНСТВА
В Хиве живут: 1) узбеки, 2) туркмены, 3) каракалпаки, 4) казахи (называемые у нас киргизами), 5) сарты, 6) персы.
1. Узбеки
Узбеки – это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием. Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в 3 ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени):
1) кунград (Kungrad),
2) кипчак (Kiptschak),
3) хитай (Chitai),
4) мангыт (Mangit),
5) нокс (Noks),
6) найман (Nayman),
7) кулан (Kulan),
8) кият (Kiet),
9) ас (As),
10) таз (Tas),
11) саят (Sajat),
12) джагатай (Dschagatay),
13) уйгур (Ujgur),
14) акбет (Akbet),
15) дёрмен (Dormen),
16) … Продолжение »