…та.

Крупномасштабное освоение природных богатств Каспия вызвало сокращение его природных ресурсов. Резкий рост беспокойства, неуправляемое изъятие ресурсов и высокая степень загрязнения вод в масштабах всего Каспия привели к заметной деградации общей популяции каспийского тюленя, в том числе и в туркменском секторе. Загрязнение морской воды увеличило яловость самок, создав кризис его воспроизводства. Случаи массовой смертности тюленя были зафиксированы в 2000 г по всему каспийскому побережью, 2007 г. – только на территории Мангистауской области Казахстана (НКПД, 2008). Сегодня работает проект «Установление и устранение угроз каспийского тюленя» (2007–2009 гг.). Примерно, с конца 2000 г. отмечают и снижение улова кильки по Туркменистану и соседним государствам (6 т/сут. вместо 20-25 т/сут. на корабль). Из-за чрезмерного изъятия промысловой части популяций продолжают снижаться и запасы осетровых рыб (белуги и севрюги), что негативно сказывается на благополучии и уровне жизни всех людей, вне зависимости от их социального статуса. Браконьерское изъятие рыбы, как минимум, в 10-13 раз превышает квоту вылова. Проблема сохранения и восстановления осетровых рыб приобрела особый межгосударственный характер как трансграничная проблема, касающаяся всех прикаспийских стран (НКПД, 2007). Для улучшения работ по управлению рыбным хозяйством прикаспийских государств (Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация, Туркменистан и Иран с 2002 г) создана региональная каспийская Комиссия по водным биоресурсам, которая совместно с СИТЕС провела работу по определению квот на вылов и борьбу с нелегальным промыслом осетровых (ТДА, 2007).

Массовое изъятие природного ресурса водоплавающих и околоводных птиц за 1970 - 2000 г также привели к обеднению численности популяций 40 видов птиц, или14,2%от общего числа. К 2000 г (Васильев, 2001) на Юго-Восточном побережье Каспия полностью исчезли обыкновенная дрофа, стрепет, журавль-красавка, малый или тундровый лебедь, краснозобая казарка, красный коршун, средний кроншнеп; многие другие приобрели статус вида, находящегося под угрозой исчезновения.

В этой связи, программа малых грантов проекта «Устойчивое развитие каспийских прибрежных сообществ - Азербайджан, Казахстан, Российская Федерация, Туркменистан» второй фазы КЭП, - позволила в определенном объеме обеспечить снижение и предотвращение чрезмерного использования и потребления природных ресурсов в регионе Каспийского моря. Альтернативные источники жизнеобеспечения (42 проекта) местного населения были направлены на уменьшение объема использования природных ресурсов Каспия.

Результаты работ по борьбе с деградацией земель в трех регионах Туркменистана (НПДБО, 2002–2005) показали реальную возможность закрепления и облесения подвижных песков в Центральных Каракумах, способствуя уменьшению действия водной эрозии. В стране ведутся также работы по ликвидации негативных факторов деградации земель, направленные на сохранение и рациональное использование растительных ресурсов. Развертывается программа работ по изучению адаптации к изменению климата на засушливых землях.

1.2.5. Тенденции экологически небезопасной разведки и добычи нефти и природного газа

Активная хозяйственная деятельность человека (разведка и добыча нефти), частые колебания уровня (трансгрессия и регрессия) Каспийского моря и распространение высокочувствительных к процессам опустынивания ландшафтов, вызвали загрязнение вод туркменского сектора Каспийского моря, представляющие угрозу биоразнообразию. Нефтяные загрязнения подавляют развитие фитобентоса и фитопланктона Каспия, снижают выработку кислорода, накапливаются в донных отложениях. Увеличение загрязнения отрицательно сказывается и на обмене между водной поверхностью и атмосферой. Наиболее негативное влияние нефтяного загрязнения прослеживается для водоплавающих птиц, рыб и других животных (НКПД, 2008).

Хотя темпы разработки месторождений нефти и природного газа возросли, и увеличилась их транспортировка, прямых последствий от разработки месторождений в виде разливов или обнаружения новых запасов пока не возникло, да и воздействие на окружающую среду заметно снижается. В последнее время содержание нефтепродуктов в морской среде и фенолов снизилось. Если в 1988 г. по данным доклада Госкомприроды СССР (Москва,1989) они составляла по нефтепродуктам 2-3 ПДК и по фенолам 4-6 ПДК, то сегодня (2006) соответственно 1,4 ПДК и 3 ПДК. В пределах ПДК осталось содержание таких загрязнителей, как СПАВ, тяжелые металлы, которые действуют на фоне нормы кислородного и биогенного режима. Загрязнение атмосферного воздуха определили присутствием в пробах 4,2 ПДК двуокиси серы, 1,5 ПДК двуокиси азота и 1,3 ПДК пыли (Курбанова, 2008).

Дальнейшая интенсификация добычи углеводородного сырья и развитие торгового флота с его инфраструктурой приведет к росту экономического потенциала и усилению экологических проблем. Поэтому Туркменистан, будучи озабочен угрозами, которым подвергаются генетические ресурсы и отдельные виды глубоководных районов морского дня Каспия, активно участвует в работе Каспийской экологической программы (КЭП), в рамках которого разработаны НКПД (2008), ТДА (2007) и на стадии завершения - Протокол по биоразнообразию. В НКПД дан перечень мероприятий и процессов, которые оказывают неблагоприятное воздействие на глубоководные экосистемы и виды. Мероприятия Трансграничного диагностического анализа, Стратегической программы действий и национальные секторальные планы направлены на регулирование неблагоприятного воздействия на глубоководные экосистемы и виды и на совершенствование реализации комплексного регулирования морских и прибрежных районов. В стране проводится мониторинг трансграничных стойких токсичных веществ, включая стойкие органические загрязнители, нефтепродукты и загрязнение тяжелыми металлами.

Охрана биоразнообразия - одно из приоритетных направлений «Рамочной Конвенции по охране морской среды Каспийского моря» (2006). В Статье 14 (е) Конвенции говорится о мерах по охране, сохранению и восстановлению эндемичных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, а в Статье 12 - о мерах по предотвращению вселения, контролю и борьбе с инвазионными вселенцами.

В стране действуют стандарты ОВОС и региональная консультативная группа по биоразнообразию и чужеродным видам, а так же региональный «Стратегический план действий» (2004 г., ГЭФ). Предпринятые действия позволяют странам-участникам прикаспийских государств (Россия, Казахстан, Азербайджан, Иран, Туркменистан) разрешать отдельные национальные проблемы по устойчивому управлению рыбным хозяйством и всеми его биоресурсами. Целевая задача по устойчивому использованию биоресурсов включена в НПДООС и СПДСБ.

1.2.6. Тенденции глобального изменения климата

Туркменистан относится к регионам, в котором проблема изменения климата и его влияние на структуру биоразнообразия рассматривается как необходимое условие обеспечения благосостояния и здоровья населения, а также национальной безопасности. Таксономический состав национального биоразнообразия и устойчивость экосистем в значительной степени зависят от глобального изменения климата. И хотя целевая задача по снижению нагрузок на биоразнообразие, вызываемых изменением климата, не была включена в НПДООС и СПДСБ, поиск индикаторов контроля за последствиями изменений климата (и их влиянием) на компоненты биоразнообразия имеет для страны важное значение.

В рамках Глобальной концепции экологической безопасности территорию Туркменистана рассматривают в регионе Центральной Азии как составную часть единой межгосударственной системы мониторинга окружающей среды (2004-2015). Если ранее при выполнении Первого национального сообщения по РКИК (1997-2000) эта проблема лишь частично была затронута на уровне аграрного сектора, то во Втором сообщении (2006-2009) выделен самостоятельный блок «Биоразнообразие и изменение климата», в котором рассматриваются формы адаптации биоразнообразия в условиях наблюдаемых и прогнозируемых последствий изменения климата. В Туркменистане прошел в 2008 г региональный семинар стран Центральной Азии по проблеме изменения климата, включая вопросы адаптации. Планируется провести в 2012 г по этой же проблеме Конференцию министров охраны окружающей среды стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Исследования по оценке уязвимости и адаптации к изменению климата к компонентам агробиоразнообразия (хлопчатник, пшеница и люцерна), позволили разработать Пакет рекомендаций в рамках Национального Плана действий по осуществлению подготовительных мероприятий, ведущих к сокращению эмиссии парниковых газов. Климатические подвижки (прежде всего, осенне-зимняя засуха) на территории Туркменистана способны привести к существенной диспропорции тепла и влаги. Это будет способствовать снижению урожайности и массовому высыханию кустарников, полукустарников и многолетних трав. Усилится вероятность вымирания видов с регламентируемыми требованиями к среде обитания (тугайной древесно-кустарниковой растительности, реликтовых видов деревьев и отдельных семейств). Активизируется процесс расселения «сорняковых» видов, хорошо адаптировавших к рассредоточению на фоне повышения роли видов семейства маревых, а так же суккулентов и галофитов.

Изменение климата может привести также к серьезным изменениям ареалов обитания видов, фрагментации областей их распространения и к реорганизации ландшафтов. Усилится процесс распространения чужеродных видов, многие из которых могут проявить и инвазионную природу. Возможны перемещения границ ареалов у одних видов животных к северу, других, - экологические подвижки, либо смена и расширение мест их зимовок. Сокращение количества водных источников снизит численность многих видов из группы млекопитающих. Также может сократиться и численность планктона морской экосистемы, что негативно скажется на составе морских видов птиц и рыб.

Поэтому для Туркменистана важно начать процесс реализации проектов по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, в которых учитывались бы вопросы сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в условиях продвижения пустынных сообществ за пределы климатически определенных границ. Перекрестная оценка потенциала трех международных конвенций (КБР, КБО и РКИК) позволила определить ресурсы поддержания и повышения сопротивляемости компонентов биоразнообразия климатическим изменениям (Оценка потенциала …Тематические отчеты, 2006).

Поддерживающим механизмом, направленным на повышение сопротивляемости компонентов биоразнообразия климатическим изменениям, может стать новая версия национальной Стратегии сохранения биоразнообразия. На фоне глобального потепления климата расширение сети охраняемых территорий (ООПТ) не достаточны для решения проблемы устойчивого использования природных ресурсов. Необходим переход от программы мониторинга на видовом уровне к программе экосистемного подхода, что собственно и было закреплено в решении Седьмого совещания конференции сторон КБР. Приоритетами в новой версии Стратегии должны выступить таксономические инициативы, культурные традиционные знания, связанные с сохранением биоразнообразия, и регулирование численности инвазионных (чужеродных) видов, способных угрожать местообитаниям отдельных видов и экосистем (например, продвижение на территорию Туркменистана новых видов комаров - носителей болезней).

1.3. Воздействие изменений состояния биоразнообразия

Глобальная инициатива КБР по оценке экосистем сосредоточила свое внимание на вопросах взаимосвязи между услугами экосистем и благосостоянием людей, между их изменениями и развитием человечества в целом, акцентрировав особое внимание на воздействие изменений состояния биоразнообразия на благосостояние людей в конкретной местности. Для совершенствования управления экосистемами и, соответственно, вклада в благосостояние людей и снижения бедности, важно определение политики на местном, национальном или глобальном уровне.

В КБР особое внимание обращено на «устойчивое регулирование биоразнообразия сельского хозяйства силами фермеров и их общин». Действующее в стране законодательство обеспечивает выполнение основных положений международных экологических соглашений, хотя не всегда прописан механизм их выполнения. Не все принятые международные обязательства находят свое отражение в существующем экологическом правовом пространстве. В частности, в стране отсутствуют правовые акты по охране прав фермеров на доступ к генетическим ресурсам, на материально-техническую поддержку со стороны государства, на льготы, на равноправное участие в распределении выгод и др. (ст.8j и ст. 19 КБР). В этой связи важно, чтобы Туркменистан стал стороной Многосторонней системы доступа и распределения выгод, созданной Международным договором ФАО от 3.11.2001 г. Среди большого перечня продовольственных и бобовых кормовых культур (95 видов), на которые распространяется действие многосторонней системы ФАО, 64 вида (или около 70%) произрастают на территории Туркменистана.

В целях поддержки усилий фермеров на сохранение в хозяйстве растительных генетических ресурсов составлен перечень местных туркменских сортов и форм диких плодовых культур и винограда, собранных в живой коллекции МНПЭЦГРР. Это первый шаг в стране к предотвращению генетической эрозии продовольственных плодовых культур, направляя исследователя к поиску местных форм in-situ. Это позволит фермеру расширить диапазон используемого им генетического разнообразия. Для этого необходимо, чтобы в национальном законодательстве должно быть предварительное обоснованное согласие (рамочный документ) о доступе к генетическим ресурсам и распределению выгод.

Важно понимание каждого, что благополучие семьи, как ячейки общества, во многом зависит от состояния живой природы. Сохранение элементов природы может выступить и в качестве способа получения дополнительной прибыли. Так, с целью повышения роли местного населения в управлении ООПТ в Сумбарской долине этрапа Махтумкули (Юго-Западный Копетдаг) с 2000 г действует система мер компенсации за ущерб, нанесенного местному населению от нападения леопарда на домашний скот. В районе поселка Махтумкала создано страховое стадо (200 голов овец) и сформирован Совет местного сообщества ассоциации скотовладельцев. На сегодня численность отары возросла (около 600 голов), действует долгосрочная стратегия и план действий по сохранению леопарда. Кроме того, с 2005 г. заключено соглашения между администрациями Ассоциации «Туркменмаллары» и Копетдагским, Сюнт-Хасардагским и Бадхызским заповедниками МОП, разрешающие сезонный выпас домашнего скота на территории заказников, находящихся в ведении этих заповедников.

Практика показала, что небольшое смягчение социально-экономических условий жизни местного населения Восточного побережья Каспия, проведенного в рамках КЭП, способно позитивно изменить их жизнь, направив усилия на снижение сокращения популяций редких видов рыб и околоводных видов птиц. Известно, что местные сообщества страдают от уменьшения рыбных запасов. Отсутствие условий для нереста рыб в реке Этрек на фоне дефицита соответствующей (альтернативной) социальной инфраструктуры села усложнили условия выживания местного населения. Разработанная в рамках проекта КЭП программа малых грантов помогла местным сообществам развить альтернативные и устойчивые источники их жизнеобеспечения. В результате, местное сообщество этрапа Этрек наладило производство оливкового масла. В Карабогазголе была построена малая птицеферма, в Хазаре - животноводческая. Люди приобрели опыт по развитию альтернативного, устойчивого источника жизнеобеспечения, поняв как прийти к экономическому возрождению региона в условиях уменьшенного воздействия на местные природные ресурсы.

Для защиты здоровья населения необходима нормативно-правовая защита от генетически модифицированных пищевых продуктов. Совершенствование правового механизма обеспечит защиту генетических ресурсов и создаст правовую среду для повышения возможностей фермеров и местного населения в сохранении на местах in-situ/on-farm (фермерские хозяйства) местных сортов плодовых культур и их диких сородичей. Это позволит в ближайшем будущем сформировать легитимное пространство, способное адекватно реагировать на сохранение генетических ресурсов и их рациональное использование.

ГЛАВА II. ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТРАТЕГИИ И ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ТУРКМЕНИСТАНА

Министерство охраны природы Туркменистана совместно с ПРООН подготови­ло и опубликовало на русском, туркменском и английском языках два докумен­та: «Туркменистан. Состояние биологического разнообразия. Обзор» (2002 г.) и «Стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия Туркменистана» (СПДСБ, 2002 г.). Обзор стал первым национальным отчетом страны перед Конвенцией.

Структура национального СПДСБ (2002-2010) направлена на выполнение основных целей Конвенции: сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов, справедливое и равноправное распределение выгод при пользовании генетическими ресурсами. Проблема сокращения биоразнообразия включена в «Национальный план действий Президента Туркменистана по охране окружающей среды» (НПДООС, 2002 г.) и Протокол по биоразнообразию к Рамочной конвенции по охране морской среды Каспийского моря (2008).

2.1. Приоритетные мероприятия СПДСБ

В СПДСБ Туркменистана установлена главная цель - сохранить, восстановить и рационально использовать биологическое разнообразие страны для настоящего и будущих поколений. Определены 12 национальных основных целей, которые позволили стране прояснить глобальную цель на период до 2010 г. в соответствии с принятыми решениями Конференции Сторон и Секретариата Конвенции.

Основные цели СПДСБ

1. Достижение интеграции планирования мероприятий по сохранению биоразнообразия на всех уровнях правительственных программ к 2005 г.

2. Пересмотр и выработка природоохранных законов в соответствии с КБР для устранения пробелов в законодательстве к концу 2006 г.

3. Снижение к концу 2007 г. на 20% относительного уровня загрязнения окружающей среды на основе пересмотра и усовершенствования природоохранного законодательства и технологий.

4. Приостановка к концу 2010 г. процесса деградации естественных ландшафтов на 30% их территории.

5. Сохранение современного состояния лесных массивов и восстановление к концу 2010 г. 5% их площади.

6. Улучшение к концу 2007 г. информированности населения о значении биоразнообразия на 50% и поднятие на 10% уровня их экологического образования.

7. Расширение сети охраняемых территорий до 6% к концу 2008 г. и обеспечение их эффективного управления.

8. Улучшение сохранения агробиоразнообразия и природного генофонда вне естественных (ex-situ) мест обитаний на 30% к концу 2008 г.

9. Разработка и внедрение к 2010 г. методов экономического стимулирования для поднятия уровня заинтересованности местного населения в сохранении биоразнообразия.

10. Обеспечение внутренних и внешних инвестиций проектов СПДСБ на весь период их выполнения.

11. Увеличение к концу 2010 г. на 30% инвестиций для поддержания научного потенциала учреждений, занимающихся проблемами биоразнообразия.

12. Разработка к 2006 г. плана управления биоресурсами для снижения их переэксплуатации и обеспечения его выполнения.

Было запланировано 55 действий и 253 мероприятий, которые были распределены в пределах 14 стратегических компонентов (целевых задач), показывающих каким образом будут достигнуты главная цель и 12 основных целей. Вопросы, поднятые в статьях 6-20 КБР, четко представлены в рамках стратегических компонентов. Выполнение Стратегического плана сфокусировано на снижение существующих темпов утраты биоразнообразия Туркменистана. Каждая целевая задача отражала соответствующую статью Конвенции и направлена на решение конкретных программ на секторальном уровне.

Уровень соответствия основных статей КБР стратегическим компонентам (или целевым задачам) СПДСБ и процент выполнения мероприятий СПДСБ за период 2002-2008 гг.

A. Сохранение in-situ (8 действий, 44 мероприятия) – соответствует статье 8 КБР (сохранение in-situ). Наиболее приоритетные мероприятия по сохранению видов в местах их естественного обитания - совершенствование системы охраняемых территорий; сохранение редких видов животных и видов, находящихся под угрозой исчезновения; сохранение миграционных коридоров (in-situ), - по которым в определенном объеме уже достигнут частичный прогресс. Выполнено на 11,1% от всех мероприятий СПДСБ.

B. Сохранение еx-situ (6 действий, 18 мероприятия) – соответствует статье 9 КБР (сохранение еx-situ). Сохранение вне естественной среды (коллекции, ботанический сад, питомники) рассматриваем как поддержка сохранения in-situ. Выполнено на 4,6 % от всех мероприятий СПДСБ.

C. Устойчивое использование биологического и ландшафтного разнообразия (5 действий, 23 мероприятия) – соответствует статьям 6 (общие меры по сохранению и устойчивому использованию) и 10 (устойчивое использование компонентов биоразнообразия) КБР. С помощью механизм устойчивого использования процесс сохранения биоразнообразия тесно связан с нуждами местного населения. Выполнено на 3,8 % от всех мероприятий СПДСБ.

D. Развитие институционального потенциала и обучение (3 действий, 12 мероприятия) – соответствует статье 12 КБР (исследование и обучение). В стране были определены приоритеты в создании потенциала, определены основные его цели и выполнены поддерживающие мероприятия, направленные на анализ и оценку потенциала по сохранению биоразнообразия на трех уровнях: системном, институциональном и индивидуальном. Выполнено на 3,1 % от всех мероприятий СПДСБ.

E. Экологическое образование и участие общественности (6 действий, 32 мероприятия) – соответствует статье 13 КБР (информированность и образование общественности). Информирование общественности легло в основе всех выполненных природоохранных мероприятий, имеющих место вне охраняемой территории. Процесс экологического образования был связан с широким вовлечением общественности в природоохранную деятельность. Выполнено на 4,8 % от всех мероприятий СПДСБ.

F. Идентификация и мониторинг (4 действий, 26 мероприятия) – соответствует статье 7 КБР (идентификация и мониторинг). Формирование в стране механизма посредничества (КХМ) позволило заложить фундамент под выполнение мероприятий, направленных на разработку системы мониторинга биоразнообразия. Выполнено на 4,9 % от всех мероприятий СПДСБ.

G. Исследования (4 действий, 19 мероприятия) – соответствует статье 12 КБР (исследования и обучение). Постоянные исследования биологической системы научно-исследовательскими центрами, экологическими и природоохранными службами легли в основу перестройки практики их управления. В стране сохранена инфраструктура национальных таксономических коллекций и необходимы поддерживающие действия по укреплению таксономического потенциала страны. Выполнено на 4,0 % от всех мероприятий СПДСБ.

H. Обмен и доступность информации (3 действий, 10 мероприятия) – соответствует статье 17 КБР (обмен информацией). Для эффективной работы по обмену и доступности информации для широких масс планируется создание Центра КХМ - механизма обмена информацией по осуществлению КБР. Выполнено на 2,3% от всех мероприятий СПДСБ.

I. Сотрудничество (техническое, научное, межгосударственная передача технологий) (2 действий, 13 мероприятия) – соответствует статье 18 КБР (техническое и научное сотрудничество). Темпы регионального и международного сотрудничества заметно опережают процесс межведомственного сотрудничества. Выполнено на 1,8 % от всех мероприятий СПДСБ.

J. Оценка воздействия (2 действий, 8 мероприятия) – соответствует статье 14 КБР (оценка воздействия и сведение к минимуму нежелательных эффектов). Хотя в национальные стандарты ОВОС и … Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz