|
…не введены поправки специфического воздействия на биоразнообразие (J.1.2.), в стране на стадии проектирования проводится оценка воздействия вновь строящихся объектов на окружающую среду. Выполнено на 0,9 % от всех запланированных мероприятий СПДСБ, направленных на уменьшение негативных факторов воздействия на биоразнообразие.
K. Меры стимулирования (6 действий, 9 мероприятия). – соответствует статьям 11 (меры стимулирования) и 19 (применение биотехнологий и распределение связанных с ней выгод) КБР. В стране начат процесс оказания экономического содействия фермерским хозяйствам и планируется проведение экономической оценки, связанной с потреблением природных ресурсов. Проводится комплекс работ, направленных на повышение возможностей фермеров и местного населения в сохранении на местах in-situ/on-farm (фермерские хозяйства) местных сортов плодовых культур и их диких сородичей. Выполнено на 1,7 % от всех мероприятий СПДСБ. L. Законодательство (3 действий, 14 мероприятия) – соответствует статьям 15 (доступ к генетическим ресурсам) и 16 (доступ и передача технологий) КБР. Начат процесс гармонизации национального законодательства, который пока не подкреплен принятием новых законов, способных обеспечить эффективную поддержку запланированных мероприятий. Выполнено на 1,8 % от всех мероприятий СПДСБ. M. Финансовые источники (3 действий, 13 мероприятия) – соответствует статье 20 КБР (финансовые ресурсы). Выполнение плана осуществляется на государственные бюджетные средства и фонды международных доноров. Выполнено на 2,4 % от всех мероприятий СПДСБ. N. Координация и мониторинг СПДСБ (3 действий, 11 мероприятий) – соответствует вопросам, представленным от 6 до 20 статьи КБР, и поддерживается административной и управленческой структурой внутри самого плана. Выполнено на 1,8 % от всех мероприятий СПДСБ.
2.2. Целевые задачи и индикаторы СПДСБ
Национальная СПДСБ, как государственный документ, был утвержден Государственной комиссией по обеспечению обязательств Туркменистана, вытекающих из конвенций и программ ООН по окружающей среде, но законодательно не был утвержден главой государства и не был принят к руководству и исполнению секторами народного хозяйства. На КС-7, которая состоялась в Малайзии в 2004 г., то есть через два года после выхода национального СПДСБ, приоритетом в определении прогресса по исполнению решений и рабочих программ Конвенции был выбран мониторинг и система индикаторов. В СПДСБ приведены 12 основных целей, которые достаточно четко отражают глобальные цели КБР. Национальные индикаторы были представлены только в качестве результатов, как «критерии оценки успеха или определения степени завершенности данного вида деятельности». К сожалению, данные национальные индикаторы слабо состыковываются с индикаторами глобальных программ КБР и требуют соответствующей доработки.
2.3. Вклад мероприятий СПДСБ в осуществление статей Конвенции, тематических программ и сквозных вопросов Для оценки прогресса в достижении намеченной на 2010 г. цели КС-7 по снижению темпов утраты биоразнообразия на национальном уровне, в стране проведен обзор реализации целей Конвенции через оценку эффективности выполнения его Стратегического плана. Целевые задачи (стратегические компоненты) выступили в проведенном аналитическом отчете «Мониторинг и оценка эффективности выполнения стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия» (2008) в качестве основных элементов контроля, которые были сгруппированы в следующие пять комплексов: 1. Сохранение видов и их устойчивое использование (A+B+C): А и В — сохранение видов в in-situ и еx-situ; С — устойчивое использование биологического и ландшафтного разнообразия – выполнено 19,5% от запланированных мероприятий СПДСБ; 2. Адекватная среда (I+J+L+M): I — сотрудничество (техническое, научное, межгосударственная передача технологий); J — оценка воздействия секторов народного хозяйства на биоразнообразие; L — законодательство; M — финансовые источники – выполнено 6,9% от запланированных мероприятий СПДСБ; 3. Информация/образование (D+E+H+K): D — развитие институционального потенциала и обучение; E — экологическое образование и участие общественности; H — обмен и доступ к информации; K — меры стимулирования; – выполнено 11,9% от запланированных мероприятий СПДСБ; 4. Мониторинг (F+G): F — идентификация и мониторинг; G — исследования – выполнено 8,9% от запланированных мероприятий СПДСБ; 5. Управление (N): N — координация внедрения и мониторинг СПДСБ – выполнено 1,8% от запланированных мероприятий СПДСБ;
Рассмотрение хода выполнения национального Стратегического плана за промежуточный период (2002-2008) показал, что страна активизировала свою деятельность в основном на сохранение видов и их устойчивое использование (19,5% выполнения) и в значительно меньшем объеме — на обучение/профессиональное развитие (11,9%) и мониторинг (8,9%). В ограниченном объеме представлены мероприятия, направленные на создание адекватной среды (6,9%), т.е. решения проблем сотрудничества (1,8%), проведения оценки воздействия секторов народного хозяйства на биоразнообразие (0,9%) на фоне реформирования правовых вопросов (1,8%) и поиска финансовых источников (2,4%). Относительно низкая затратная эффективность выполнения СПДСБ обусловлена также частичным выполнением мероприятий по управлению (1,8%). В стране отсутствует информационный центр по выполнению СПДСБ — аналог центра КХМ (Мониторинг и оценка эффективности …, 2008). Несмотря на все пробелы, страна за период 2002-2008 гг выполнила 49,0% запланированных мероприятий СПДСБ и готова внести в План дополнительные мероприятия (приложение II) в свете выполнения решений Сторон Конвенции (Мониторинг и оценка …, 2008). Темпы осуществления планируемых мероприятий СПДСБ позволяют считать, что большая часть целевых задач, за исключением группы мероприятий по адекватной среде, может быть реализованы, правда не всегда в полном объеме, к 2010 году. Для усиления вклада мероприятий СПДСБ в осуществлении статей Конвенции были дополнительно разработаны 23 приоритетных мероприятий к действующему стратегическому плану. Эти мероприятия были обсуждены на выездных велаятских (областных) семинарах и круглом столе с привлечением местной общественности, что позволило заметно усовершенствовать действующий стратегический план. Индикатором достижения Глобальной цели КБР в Туркменистане - мог бы стать обновленный вариант национальной Красной книги (третье издание), в котором было бы отмечено определенное число видов, изменивших свой статус, на фоне общего сокращения числа внесенных видов в эту Книгу, как показатель снижения факторов угроз. Для стран Центрально-Азиатского региона разработаны индикаторы устойчивого развития (2004). В качестве индикаторов состояния биоразнообразия на видовом уровне выступают виды, находящиеся под угрозой исчезновения и их количество, а также общий показатель видового богатства флоры или фауны. Показатели экологического мониторинга – индексы и модели видового обилия. Количество заповедников и заказников и их площадь, а также общая площадь ООПТ в процентах от площади всей территории страны являются индикаторами ответного действия. Процесс реализации мероприятий СПДСБ, несомненно, оказал позитивные изменения на биоразнообразие, улучшив состояние не только отдельных его компонентов, но и изменил отношение населения к ним. Впервые в одном издании была представлена многоплановая информация по биоразнообразию, направленная в итоге на поддержку и усиление потенциала, что в итоге стало вкладом страны в выполнении КБР. Материал СПДСБ оказался востребован не только местными пользователями ресурсов, но и лицам, принимающим решения, и обеспечивающим устойчивое использование и управление природными ресурсами. Поэтому «вливания» финансовых средств как из внутренних, так и из международных источников, достигли определенных успехов, а главное – они способствовали привлечению широкого круга потребителей к пониманию важности и ценности биоразнообразия на пути осуществления Конвенции. Выполнение запланированных мероприятий СПДСБ способствовало устранению или смягчению отдельных угроз, грозящих биоразнообразию. По-видимому, необходимо включение экономических рычагов в процесс снижения нагрузки на биоразнообразие, и адекватное финансирование мероприятий, что повысит и эффективности реализации самой СПДСБ. В обновленных правилах ГЭФ-5, принятых на КС-9, указывается, что финансируются те приоритетные для страны проекты, которые включены в национальную СПДСБ, подчеркивая тем самым значимость этого документа.
2.4. Краткий обзор прогресса реализации приоритетных мероприятий
Оценка эффективности выполнения национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия (Мониторинг и оценка …, 2008) за промежуточный период (2000-2007 г) показала определенный прогресс в осуществлении статей КБР и решений Конференции Сторон (КС–6, КС–7 и КС–8). Так, оценка состояния местного агробиоразнообразия выявила активизацию процессов сохранения генетического агробиоразнообразия в фермерских хозяйствах. В то же время, показала необходимость проведения оценки статуса биоразнообразия на сельскохозяйственных территориях. При активизации процесса привлечения средств международной кооперации к поддержанию экономической жизнеспособности сельскохозяйственных экосистем, которые богаты биологическим и ландшафтным разнообразием, страна сможет на практике обеспечить интеграцию интересов биоразнообразия в сельскохозяйственный сектор. Прогрессирующие процессы деградации засушливых и субгумидных земель (опустынивание) затруднили возможности страны обеспечить устойчивое использование экосистем и биоресурсов. В рамках региональной программы «Инициатива стран Центральной Азии по управлению земельными ресурсами», общая концепция которой совпадает по существу с задачами НПДООС, привлечены инвестиции для реализации проектов по рациональному использованию, восстановлению и предотвращению деградации земель. Главная цель данной инициативы – борьба с деградацией земель и улучшение благосостояния сельского населения в странах региона. Первый опыт работ («Сохранение и устойчивое использование биоразнообразие глобального значения в Хазарском заповеднике на побережье Каспийского моря», 2006-2010) показал, что посредством укрепления устойчивости национальной системы охраняемых территорий, развития межотраслевого сотрудничества организаций, находящихся в прибрежной зоне Каспийского моря, и поддержки местного населения можно обеспечить сохранение биоразнообразия в глобальном масштабе. Демонстрация адаптивного подхода к сохранению и управлению в Хазарском государственном заповеднике с последующим дублированием во всей системе охраняемых территорий Туркменистана позволит не только укрепить межведомственный потенциал, но и обеспечит интегрированное береговое управление, направленное на сохранение биологического разнообразия. Подключение экономических рычагов воздействия, направленных на снижение загрязнений, рациональное природопользование, поощрение «чистых технологий», приведет к сохранению запасов осетровых рыб в Каспийском море. Искусственное товарное выращивание осетровых в поселке Киянлы Балканского велаята позволит обеспечить получение осетровой пищевой продукции, включая икру. Деятельность комплекса направлена на сохранение ценных видов рыб путем их устойчивого воспроизводства. После формирования маточного стада и производителей перейдут к выращиванию осетровой молоди (белуга, русский осётр, севрюга) для зарыбления Каспийского моря. Новым импульсом в развитии рыбного хозяйства Балканского велаята в экономике Туркменистана послужил ряд инвестиционных проектов, направленных на обновление имеющихся материально-технических фондов, использование современных технологий, создание экологически чистого и безопасного производства, а также представление новых рабочих мест для местного населения. Создание альтернативных источников жизнеобеспечения местного населения позволило уменьшить объем использования природных ресурсов Каспия. Построение системы управления на экосистемных принципах, учитывающей интересы местных сообществ и окружающей среды, важно для современных экономических расчетов дальнейшего устойчивого развития региона и его биоразнообразия. Проблема совершенствования системы управления охраняемыми территориями Туркменистана рассмотрена при проектировании ЭКОНЕТ для долгосрочного сохранения биоразнообразия в Центральной Азии. В процессе работы выявлены территории регламентированного природопользования. Она включает 18 узлов экологического каркаса (50% площади стран) — ценные, с точки зрения биоразнообразия, природные участки, половина из которых — действующие заповедники, представляющие собой «ядра» экологического каркаса. Кроме того, выделены охраняемые природные территории со специальным режимом пользования и охраны. Природные коридоры (транзитные территории) — долины рек и побережье Каспийского моря, представлены фрагментированными комплексами, обеспечивающими в совокупности непрерывность экологического пространства. Основа структуры «ЭКОНЕТ» послужила базой Протокола по сохранению биоразнообразия Рамочной Конвенции по охране окружающей среды для устойчивого развития Центральной Азии (2006). Разработан «Перспективный план развития сети особо охраняемых природных территорий Туркменистана», в котором будущее ООПТ – это модернизированные территории с разным режимом охраны (постоянным и временным), где принцип зонирования сочетался бы с включением участков экологической реставрации. Основным элементом природоохранной деятельности будет в нашей стране национальный парк (вторая категория МСОП), основой которого станут действующие заповедники (первая категория МСОП). Площадь этих территорий в перспективе составит 30,8% от площади страны. Подготовлено эколого-экономические обоснования для создания в этрапе Махтумкули Балканского велаята Сумбарского национального парка, а в Ахалском велаяте – Арчабильского. Для горных регионов наиболее актуальным представляется в ближайшей перспективе создание экологических коридоров между будущими национальными парками (Арчабильский и Сумбарский) с мягкими формами регламентированного природопользования и, наоборот, – создание новых ООПТ высокого природоохранного ранга в засушливых экосистемах. Министерством охраны природы подготовлены Обоснования (пакет документов) под организацию в горах Балханского и в пустыне – Центрально-Каракумского заповедников. В рамках выполнения требований Конвенции по Всемирному природному и культурному наследию (1994 г.) Представительством Фонда дикой природы (WWF) в Туркменистане совместно с МОП разработан пакет документов на номинирование Бадхызского, Репетекского, Сюнт-Хасардагского и Койтендагского заповедников на статус «объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО». Электронный иллюстрированный Каталог природоохранных объектов (ландшафтные, ботанические, зоологические, водные, геологические и палеонтологические) Юго-Западного Копетдага включил 81 из 104 номинантов на статус «памятник природы», поддержанных 800 фотографиями. Наиболее полная информация по заповедникам Туркменистана опубликована в сборнике «Заповедники Средней Азии и Казахстана» (2006 г.) по адресу:(http://iucnca.ne). Предусматриваются меры по дальнейшему совершенствованию законодательной, нормативно-правовой базы для регулирования природоохранной деятельности в этой сфере. Внесены предложения по совершенствованию закона "О государственных особо охраняемых природных территориях": предлагается ввести в оборот понятия "национальный парк" и "биосферный резерват". Это, в свою очередь, потребует разработки и утверждения соответствующих типовых положений, предусматривающих взаимодействие охраняемых зон с прилегающими территориями, разработку подходов и ограничений к определенным видам деятельности на период миграции животных и т.п. МОП совместно с WWF на базе Бадхызского, Сюнт-Хасардагского, Амударьинского государственных заповедников реализует проекты по сохранению кулана, леопарда и благородного оленя. Разработаны программное обеспечение и единый компьютерный формат по программе ведения «Летописи природы» заповедников и подготовлены методические указания по ведению эффективного мониторинга. Составлены пятилетние среднесрочные планы управления (менеджмент-план) Репетекского, Амударьинского и Сюнт-Хасардагского государственных заповедников. Концепция регионального ЭКОНЕТ была интегрирована в Рамочную конвенцию об охране окружающей среды для устойчивого развития Центральной Азии (2005). На территории Туркменистана (2005-2008) выделены и описаны 50 Международных ключевых орнитологических территорий (КОТ), охватывающие все природные экосистемы страны и покрывающие 7 % её площади, треть из которых (32%) в разной степени связаны с ООПТ. Почти на половине территории туркменских КОТ обитают сообщества, ограниченные одним биомом, большая часть которых (60%) пригодна для водоплавающих и околоводных и/или сухопутных видов птиц. Судьба 17 видов птиц вызывает озабоченность в глобальном масштабе: три вида критически угрожаемых, 2 исчезающих, 8 уязвимых и 4 близких к угрожаемым. Результаты работ послужили обоснованием для усовершенствования действующей системы охраняемых территорий и проведения на их территории мониторинговых исследований в рамках разработанной Стратегии сохранения видов птиц на территории КОТ (2008-2010). В стране сформирована устойчивая теоретическая база для развития и реализации национальной программы по охраняемым территориям и подготовлен справочник «Ключевые орнитологические территории Туркменистана», который будет издан в середине 2009 г. Примером устойчивого использования экосистем особо охраняемых природных территорий, способных предоставлять товары и услуги и обеспечивать местное население средствами к существованию, может служить экологический туризм (экотуризм), направленный на сохранение биологического и ландшафтного разнообразия охраняемых территорий. В стране стартовал проект «Поддержка мероприятиям страны по выполнению Программы работы КБР по охраняемым территориям», направленный на разработку Стратегии по экологическому туризму и усиление национальной системы ООПТ через проведение экономической оценки природных ресурсов. Разработка законодательных документов позволит активизировать участие местного населения в предоставлении услуг экологического туризма. По международной методике, разработанной для Всемирного банка и WWF, начат процесс контроля эффективности управления для охраняемых территорий. Прибрежную территорию туркменского сектора Каспия - «Аваза» с августа 2007 г. объявили действующей первой свободной туристической зоной. Этот акт станет долговременной основой плодотворного международного сотрудничества и динамического развития санаторно-курортной инфраструктуры. Туркменистан, приступая к процессу оценки последствий климатических изменений для интеграции их результатов в структуру проектов, заложил основу политики, направленной на смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним. Изучение и поддержание форм адаптации позволят рассмотреть вопросы сохранения и устойчивого использования биоразнообразия Туркменистана на уровне отдельного вида или группы видов в условиях продвижения пустынных сообществ за пределы климатически определенных границ. Рабочая группа «Усовершенствование институциональных и правовых рамок для экологического управления» провела мониторинговый анализ действующего законодательства и нормативных правовых актов, связанных с управлением заповедных территорий, и подготовила сборник действующих международных и правовых природоохранных актов. На региональном семинаре в г. Ташкенте (10.-14.10.2008) «Законодательство, механизм распределения выгод от использования генетических ресурсов растений и охране прав фермеров» было привлечено внимание к слабому уровню информирования о правах фермеров. Неадекватность законодательной базы потребностям развития фермерских хозяйств простимулировала разработку концепции двух взаимосвязанных проектных предложений «О мерах по оказанию поддержки фермерским хозяйствам по выращиванию местных сортов» и «Об охране прав фермеров и механизму распределения выгод». При подготовке правовых актов следует обратить внимание на решение таких приоритетных вопросов, как экономическое стимулирование фермеров, создание рынка сбыта и оказание материально-технической поддержки местным фермерам, занимающихся выращиванием местных сортов и дикорастущих видов плодовых культур и винограда. Процесс усиления деятельности фермеров должен проходить через совершенствование законодательного пространства, в частности в области интеллектуальной собственности. Заметный прогресс достигнут в природоохранной деятельности по редким видам на территориях действующих заповедников, активизировав сотрудничество МОП с Представительством фонда дикой природы (WWF). Начиная с 1999 г. были выполнены работы, направленные на сохранение видов глобальной значимости (МСОП, 2007): леопарда в регионе Копетдаг, популяции благородного оленя (Cervus elaphus bactrianus) в долине Амударьи и кулана в Бадхызе (Переладова, 2005, 2006, 2006 b). Проведена оценка возможности реинтродукции гепарда (Acinonyx jubatus) в границы его исторического ареала - Северо-Западном Туркменистане (возвышенность Айраклы), предгорьях Восточного Копетдага (село Меана и Чаача) и Бадхызе. При поддержке населения и местных органов власти численность популяции леопарда — исчезающего вида Копетдага (МСОП, 2007) — возросла с 70–75 особей в 1999 г. до 85–90 и в настоящее время стабильна (Лукаревский, 2003; Переладова, 2005). Разработана методика реинтродукции джейрана в Юго-Западный Копетдаг как объекта питания леопарда. В Туркменистане на острове Огурчинский в Каспийском море создан естественный резерв поголовья (800–1000 особей) для реинтродукции джейранов в прежние места их обитания. На территории Амударьинского заповедника и в его окрестностях были выполнены работы по оценке современного состояния популяционных групп благородного оленя и среды его обитания. Его численность увеличилась с 29-32 голов в 1996 г до 56-65 в 2004 г. на территории Амударьинского заповедника, в пойме Амударьи – около 120 голов. Реализация «Плана действий по охране благородного оленя» позволила на базе заповедника создать центр по экологическому образованию и развитию в регионе экологического туризма. Возросла численность популяции кулана туркменского в Бадхызе от 200–300 на 1999 г. до 800-900 голов к концу 2004 г., что соответствует емкости местных пастбищ. Результаты исследований КЭП (2000–2002 гг.) установили причину массовой гибели каспийского тюленя из-за вируса собачей чумки. Целенаправленные изучения возрастной структуры популяции тюленя, его биологических особенностей, численности, состава питания по сезонам года, причины смертности позволят устранить к концу 2009 г определенную часть его угроз. Контрольный зимний авиаучет птиц (21–22.01.2007 г.) Восточного побережья Каспия выявил состав зимующего компонента птиц (300 видов), среди которых - 120 видов водно-болотного комплекса. Подготовлен к изданию «Полевой определитель птиц Туркменистана» (407 видов птиц). Получены новые сведения о распространении, численности, систематике, биологии размножения и миграционной активности большого и малого амударьинских лопатоносов. За долгие годы (1965–1990 гг.) чрезмерного потребления яда среднеазиатской кобры — вида, внесенного в Красный список МСОП (2007), и гюрзы численность этих видов по всему ареалу, особенно, в Копетдаге, значительно снизилась. Запрещение вывоза змей из страны и закрытие трех серпентариев способствовало созданию благоприятных условий для восстановления популяций этих видов змей в пределах ареала. Наблюдаются предпосылки к улучшению сложившейся ситуации в ближайшей перспективе. По данным герпетологов, численность кобры и гюрзы увеличилась приблизительно в 2 раза, причем, следует отметить, что для этого не потребовалось использования государственных субсидий и средств доноров. Заметное увеличение численности отмечено в долине реки Мургаб и Каракумского канала, а также в Копетдаге. За 42 экскурсии в Центральном Копетдаге (г. Хиндивар) учтено 38 кобр; гюрзы соответственно – 68 дней и 69 особей. Площадь ареала кобры в Туркменистане – 44 млн. га, гюрзы – 2 млн. га. В связи с заметной стабилизацией ситуации и поднятии численности кобры можно исключить ее из списка редких и исчезающих видов и переместить в категорию «восстановленные виды» (Шаммаков, 2007). |
|