В Глобальной стратегии КБР особое значение придавали системе дальнейшего совершенствования процесса научно-технического обмена и посредничества в информационном обмене, то есть системе формирования Клиринг Хауз-Механизма. Всесторонний анализ долгосрочных потребностей потенциала КХМ в Туркменистане позволил определить его аудиторию, установить приоритеты институционального потенциала вообще и потенциала особо охраняемых природных территорий. Рассмотрены возможности институционального потенциала для работы по приоритетным направлениям: таксономические инициативы, исследования по чужеродным видам и действия по поддержанию традиционных знаний. Результаты выполненных проектов, включая национальные отчеты по биоразнообразию, адаптированы к программе КХМ. Обрисован общий круг параметров национального потенциала для формирования будущей системы мониторинга, которые в итоге должны привести к созданию в стране Центра по КХМ. Функции механизма посредничества в Туркменистане сфокусированы на обмен тематической информацией со всеми Сторонами Конвенции и будут использованы для поддержания национального (внутреннего) управления ресурсами биоразнообразия.

2.5. Финансирование приоритетных мероприятий (национальное и международное)

Туркменистан, имеющий статус развивающейся страны, ориентируется в основном на национальные источники финансирования. В национальном бюджете стране выделены расходы на научные биологические исследования, включая и нужды сохранения биоразнообразия на охраняемых территориях. Однако отсутствуют национальные целевые фонды или целевые финансовые программы, направленные на выполнение СПДСБ. В стране не практикуются меры, направленные на освобождение от уплаты налогов на цели сохранения биоразнообразия. Не организован в стране мониторинг финансовой поддержки работ по сохранению биоразнообразия и не создана координационная группа СПДСБ, которая могла бы стать центром развития новых финансовых механизмов, налаживая связи между донорами и организациями-исполнителями. Поэтому очень важно для страны иметь национальный План устойчивого финансирования, в котором была бы проведена оценка финансовых потребностей по поддержанию биоразнообразия, определен имеющийся объем финансовых ресурсов и определена потребность в новаторских механизмах финансирования, в частности в управлении внебюджетными средствами..

Следует отметить ощутимый для страны вклад ГЭФ по сокращению текущего уровня потерь национального биоразнообразия в рамках ООПТ и поддержку усилий по построению потенциала. Туркменистан в области биоразнообразия за период 2000-2007 г выполнил 36 проектов, из них 18 были инвестированы ГЭФ и 9 – с участием международного общественного фонда WWF. Страна получила поддержку ГЭФ на подготовку национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия, проведение самооценки национального потенциала для осуществления Конвенции, выполнение пакета мероприятий по сохранению биоразнообразия in-situ и ex-situ, а также подготовку национальных докладов по выполнению решений КБР и др. Основные тематические области, профинансированные ГЭФ - сохранение и устойчивое использование биоразнообразия в рамках ООПТ; агробиоразнообразие; потребности потенциала; исследование и морская экосистема. Внешняя финансовая поддержка через международные гранты вместе с бюджетным финансированием позволила укрепить государственную систему охраняемых природных территорий, издать Красную книгу Туркменистана. Отдельные мероприятия СПДСБ были профинансированы международными донорами.

К сожалению, средства частного сектора не были использованы на поддержание биоразнообразия. В этой сфере деятельности между государственным и частным секторами отсутствует взаимовыгодное сотрудничество. В этой связи возникает необходимость в проведении специализированных проектов, направленных на обучение представителей заинтересованных сторон (общественность в лице частного бизнеса и финансовая программа госструктуры) в области развития отношений их сотрудничества. На КС-9 Секретариат КБР призвал существенно увеличить международное и внутреннее финансирование биоразнообразия развивающимся странам, и там же была утверждена четырехлетняя структура 6 приоритетных программ. Данные решения помогут Туркменистану обеспечить адекватное финансирование мероприятий СПДСБ по поддержанию биоразнообразия и осуществлению трех целей Конвенции.

2.6. Обзор достижений и препятствий

В сложный перестроечный период страна сохранила потенциал 8 заповедников и 14 заказников и разработала Стратегию и план действий по сохранению биоразнообразия Туркменистана (СПДСБ). Провела конкретные мероприятия по сохранению ключевых глобально угрожаемых видов и подготовила основу под национальный Центр по Клиринг-Хауз механизму. Создание «зеленого кольца» из древесно-кустарниковых пород вокруг Ашхабада и промышленных центров страны, который рассматривается нами как часть процесса лесовосстановления. Начатый процесс инвестирования развития экологического туризма на охраняемых природных территориях является рождением нового рынка - рынка «долгов за природу». В рамках КЭП ведутся целенаправленные мониторинговые работы по гребневику и разрабатываются меры борьбы, направленные на сниже­ние численности и уменьшение площади его вторичного (антропогенного) ареала в Каспийском море. Ведутся в стране работы и по строительству нового Зоологического парка - Национального музея живой природы площадью около 40 га, где будут представлены около 300 видов животных, подавляющее большинство которых являются представителями местной фауны.

Активно осуществляя многие приоритетные направления СПДСБ, в стране также проведена оценка препятствий для реализации данной стратегии по сохранению биоразнообразия. Документ СПДСБ не был утвержден на законодательной основе главой государства и не был принят к руководству и исполнению секторами народного хозяйства. В то же время, в стране разработан макет сайта КХМ, что сделает доступным национальный СПДСБ в сети Интернет. Оценка потребностей в создании потенциала КХМ выявила необходимость правового (юридического) признания механизма в стране, подготовку предложений по внедрению системы мониторинга КХМ. Ее результаты стали обоснованием для создания Национального центра биоразнообразия, или Центра КХМ в структуре Министерства охраны природы Туркменистана. Дальнейшая активизация процесса доступа к финансовым ресурсам, предоставляемым через механизм финансирования Конвенции (особенно по таксономическим исследованиям, чужеродным видам и адаптации биоразнообразия к изменениям климата), позволит присоединить к бюджетным средствам финансовые ресурсы международных, донорских, частных и другим возможных источников.

Отсутствие Координационной группы по управлению и администрированию процесса реализации СПДСБ осложнил проблему сбора информации по основным компонентам биоразнообразия для оценки и мониторинга процесса выполнения страной обязательств Конвенции о биоразнообразии.

В тоже время, страна готова приступить к формированию новых экономических механизмов и стимулов для выполнения обязательств по Конвенции. Необходимо усилить меры по сохранению в природной среде переднеазиатского леопарда, туркменского кулана, безоарового козла, джейрана и др. В этой связи, большое значение для лиц, принимающих решение, имеет экономическая оценка природных экосистем. Такая оценка способна показать возможные выгоды от прямого использования их ресурсов и от выполнения ими средообразующих функций. Международные донорские инвестиции, основываясь на реализацию статьи 15 Конвенции о доступе к генетическим ресурсам и справедливому разделению выгод за пользование ими (лекарственное сырье растительного и животного происхождения, селекционные ресурсы, материалы криобанков и др.), могли бы поддержать намерение страны сделать рынок генетических ресурсов его ведущим стратегическим компонентом.

Учитывая вклад природных экосистем Туркменистана в глобальную устойчивость биосферы, особую значимость для страны приобретает и рынок экосистемных услуг, основанный на международном взаиморасчете. Развитые страны приняли в Рио-де-Жанейро обязательство выделить около 0,7% своего ВВП на средства для компенсации локальным сообществам за сохранение экосистем глобального значения, например горных арчовых лесов. Согласно схеме взаиморасчетов у нашей страны есть реальный шанс получить компенсацию за сохраненную дикую природу, если развитые страны выполнят свои обязательства. Для этого необходимо на национальном уровне рассчитать стоимость «экосистемных услуг» и провести соответствующую оценку вклада экосистем в глобальную биосферную устойчивость.

ГЛАВА III. ВКЛЮЧЕНИЕ ИЛИ УЧЕТ ТЕМАТИКИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ НА СЕКТОРАЛЬНОМ И МЕЖСЕКТОРАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Программный документ страны по охране окружающей среды - действующий НПДООС, имеющий силу закона, является также экологической составляющей Национальной программы «Стратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года». Туркменистан, приступив к внедрению механизма долгосрочного межнационального сотрудничества по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия и координации действий в рамках Панъевропейской стратегии сохранения биоразнообразия и достижения целей Конвенции о биологическом разнообразии, действует в рамках Регионального Плана действий по охране окружающей среды Центральной Азии.

3.1. Масштабы включения тематики биологического разнообразия в секторальные и национальные стратегии и программы

Масштабы включения тематики биологического разнообразия зависят от широты привлечения к работе основных секторов и ключевых субъектов, оказывающих воздействие на сохранение и устойчивое его использование. Проблемы сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в соответствующих секторальных планах и программах (C и D) включена в СПДСБ. Однако для многих секторов народного хозяйства реализация СПДСБ не стала приоритетной и не была интегрирована в их национальные планы и стратегии. Слабая координация или интеграция между действиями МОП и учреждениями, непосредственно влияющие на биологические ресурсы, создали определенные трудности. Хотя мероприятия СПДСБ и были утверждены Государственной комиссией по обеспечению выполнения обязательств Туркменистана, вытекающих из конвенций и программ ООН по окружающей среде, но не был сформирован соответствующий исполнительный орган - Координационный центр по биоразнообразию и не были включены в бюджет страны дополнительные расходы на поддержание биоразнообразия и укрепление его потенциала. Все это в целом осложнило процесс реализации СПДСБ, сбор информации и включение тематики биологического разнообразия в секторальные и национальные стратегии и программы экологического сектора (сельское хозяйство, просвещение, здравоохранение, лесное хозяйство, рыболовство, газо-нефтяное производство, туризм, торговля) и социального (национальные планы достижения Целей развития на тысячелетие и др.).

Проблема совместного использования выгод от устойчивого использования биоразнообразия не рассматривалась на секторальном уровне других программ и планов действий. Обеспечение высокого уровня народного благосостояния основано на развитие экономического базиса, в который не включены вопросы экономической поддержки биоразнообразия силами местных фермеров, занятых выращиванием стародавних сортов продовольственного значения. Проблемы сохранения биоразнообразия и устойчивого его использования не были включены в Национальную программу действий по борьбе с опустыниванием (НПДБО, 1996), План действий по смягчению последствий от глобального потепления климата и не были рассмотрены при анализе работы секторов экономики в программном документе «Устойчивое развитие Туркменистана, РИО+10» (2002). Частично данная проблема была освещена в таких документах, как «Региональный план действий по охране окружающей среды для Центральной Азии» (UNEP, 2001) и Первом национальном сообщении по Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Туркменистане.

3.2. Действующие механизмы стратегий, национальных и региональных программ и меморандумов

Партнерское сотрудничество на региональном и международном уровням позволили активизировать внедрение в производство своей страны передовые достижения науки мирового уровня. Туркменистан, будучи стороной Региональной стратегии сохранения, пополнения и использования генетических ресурсов растений для продовольствия и сельского хозяйства в Центральной Азии и Закавказье на период до 2015 г., делает первые шаги по выполнению международных обязательств в области агробиоразнообразия.

Международное сообщество в лице международных организаций, как Международный центр сельскохозяйственных исследований в засушливых регионах (ИКАРДА), Международный институт генетических ресурсов растений (ИПГРИ) и др., признают достижения селекционеров Туркменистана, направленные на увеличение производства сельскохозяйственных культур через повышение их урожайности. При поддержке Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСХИ/CGIAR) создана Сеть по генетическим ресурсам растений Центральной Азии и Закавказья (CATCN-PRG). В стране с 2006 г. действует «Соглашение между Министерством сельского хозяйства Туркменистана и Международным Центром ИКАРДА о совместном сотрудничестве в сфере сельскохозяйственной науки», направленное на обеспечение технической поддержки аграрных исследований по повышению продуктивности и стабильности урожаев основных продовольственных культур и управлению природными ресурсами.

Среди международных программ можно отметить создание регионального информационно-аналитических центров (РИАЦ) в пяти государствах Центральной Азии (Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) и создание комплексной системы мониторинга природных экосистем Каспийского моря. Кроме того, в рамках инициатив стран Центральной Азии по управлению земельными ресурсами (ИСЦАУЗР) начат соответствующий процесс организации работ по предотвращению деградации земли.

На Международной конференции, посвященной Всемирному водному форуму (2005) приоритетным направлением была признана концепция «Интегрированного управления водными ресурсами в качестве механизма управления водой, который может не только решать организационные вопросы по предотвращению водного кризиса, но и применять их на практике.

В рамках Каспийской Экологической Программы разработан Протокол по биоразнообразию к Рамочной Конвенции по охране морской среды Каспийского моря. Действует региональная консультативная группа по биоразнообразию и чужеродным видам. Реализация регионального «Стратегического плана действий» (2004, ГЭФ) позволит странам-участникам (Россия, Казахстан, Азербайджан, Иран, Туркменистан) решить отдельные национальные проблемы по устойчивому управлению рыбным хозяйством и всеми его биоресурсами.

В качестве компонента Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных Туркменистан подписал «Меморандум о взаимопонимании по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию сайгака (Saiga tatarica tatarica)», «Меморандум о взаимопонимании по сохранению стерха (Grus leucogeranus)» и «Меморандум о взаимопонимании по вопросам сохранения и восстановления благородного оленя (Cervus elaphus bactrianus)».

3.3. Экосистемный подход и его использование

Экосистемный подход – главная основа сбалансированного решения по охране и рациональному использованию водных и земельных ресурсов, водно-болотных угодий и восстановлению биоразнообразия. Действующим механизмом, способным создать благоприятную среду для разработки в ближайшей перспективе секторальных стратегий и планов, направленные на сведение до минимума неблагоприятного воздействия на биоразнообразие, является Клиринг-Хауз Механизм (КХМ). На сегодня Министерство охраны природы разработал макет сайта по КХМ. Ключевым индикатором мониторинга выступит национальная система мониторинга биоразнообразия (НСМБ) – компонент структуры КХМ. Необходимо разработать единую программу мониторинга биоразнообразия и единую методическую основу для систематического сбора данных из разных секторов народного хозяйства по воздействию их на биоразнообразие.

Туркменистан вступил в процесс долгосрочного межгосударственного сотрудничества по мониторингу биоразнообразия (ЭКОНЕТ; КОТ) на экосистемном уровне. В дальнейшем планирует внедрить параметры биоразнообразия в механизм ведения мониторинга воздействия негативных изменений климата на биоразнообразие. В стране частично определены национальные потребности и приоритеты относительно использования Руководящих принципов, принятых на VI встрече Сторон Конвенции. Механизм координации национальных программ в целях применения Руководящих принципов также нуждается в усилении.

Для решения общих экологических проблем Центральной Азии разработана с участием Туркменистана в мае 2003 г (Киев) Экологическая стратегия стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА), направленная на поиск тесного сотрудничества и партнерства Восток-Запад. Учитывая и признавая взаимосвязь между экономическими, экологическими и социальными вопросами, данная стратегия направлена на укрепление экологического компонента устойчивого развития – то есть поиска путей эффективного решения экологических проблем. Принимая во внимание и поддерживая основные положения и цели экологической стратегии ВЕКЦА, участники встречи считают, что приоритетом стратегии следует признать создание элементов субрегиональной институциональной базы для решения трансграничных проблем на основе уже существующих межгосударственных институтов. Прежде всего, это действующая Специальная программа для стран Центральной Азии (СПЕКА), МКУР и Международный фонд спасения Арала (МФСА). Стратегию ВЕКЦА необходимо сопроводить планом конкретных совместных действий стран и международных организаций, опираясь на существующие субрегиональные планы такие как, например, РПДООС.

Приоритетные основные цели национальной Стратегии по поддержанию потенциала в области успешного управления экосистемами (включая биоразнообразие) приведены в работе «Оценка потенциала для реализации глобальных экологических Конвенций ООН. Тематические обзоры» (2006). Целевая задача по устойчивому использованию биоресурсов включена в НПДООС и СПДСБ. В рамках КЭП разрабатывается Протокол по биоразнообразию к Рамочной Конвенции по охране морской среды Каспийского моря. Действует региональная консультативная группа по биоразнообразию и чужеродным видам. Реализация регионального «Стратегического плана действий» (2004, ГЭФ) позволит странам-участникам (Россия, Казахстан, Азербайджан, Иран, Туркменистан) решить отдельные национальные проблемы по устойчивому управлению рыбным хозяйством и всеми его биоресурсами.

Вопросы сохранения национального биологического разнообразия и устойчивого использования биоресурсов Министерство охраны природы пытается решить через систему Клиринг-Хауз Механизм, предложив включить её в ближайшей перспективе во все сектора национальной экономики.

3.4. Масштабы включения тематики биоразнообразия в оценки экологических последствий

Вопросы воздействия загрязнения окружающей среды через водные ресурсы, землю и воздух на компоненты биоразнообразия включены в НПДООС и СПДСБ: Действующий в стране пакет природоохранных законов и подзаконных актов регулирует отношения, связанные с решением проблем неблагоприятных последствий от негативного воздействия на окружающую среду. В стране разработан «Национальный план Туркменистана по предупреждению и ликвидации разливов нефти» (2001 г.) и принято Постановление Президента об утверждении Правил охраны прибрежных вод Туркменистана от загрязнения с судов (2005 г.), нацеленные на выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров по охране окружающей среды. В соответствии с выполнением Закона о государственной экологической экспертизе (1995) Министерство охраны природы усиливает механизм контроля за воздействием секторов народного хозяйства на окружающую среду.

Действующий в стране Стандарт по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС, 2001), необходим как рабочий документ при планировании определенных категорий объектов и видов деятельности, включая и экологическое воздействие на биоразнообразие. На стадии разработки проектов проводится анализ экологического воздействия на животных и растения, и разрабатываются рекомендации, например, по очистке балластных вод Каспия, коллекторно-очистительным сооружениям, очистке бухты Соймонова и др. Утверждены методические рекомендации по предельно допустимым выбросам в атмосферу. Совершенствуется методика подсчета ущерба, причиненного государству нарушением водного законодательства; определена сумма исков, подлежащих взысканию за загрязнение атмосферного воздуха; определен ущерб, наносимый при горении нефти и нефтепродуктов и т.д. Продолжаются работы по прогнозированию модели выбросов СО2 и других парниковых газов в атмосферу, связанных с глобальным потеплением климата. Приоритетом страны на ближайшее время остается разработка индикаторов контроля за влиянием загрязнения на биоразнообразие.

Закон об охране природы (1991 г.), являющийся базовым природоохранным, определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды. В Уголовном кодексе Туркменистана и Кодексе Туркменистана об административных правонарушениях предусмотрены статьи о нарушении права собственности на лес, животных и растения, правил охраны водных ресурсов и пользование земли, требований пожарной безопасности и др.

В стране работает Государственная комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая проводит стратегические экологические оценки на различных уровнях. Принят Закон о предупреждении и ликвидации чрезвычайной ситуации (1998), которым предусмотрено обеспечение проведения научных исследований по проблеме экологической безопасности. На стадии обсуждения находится вопрос о подписании Туркменистаном Конвенции Европейской экономической комиссии о трансграничном воздействии промышленных аварий, которые часто оказывают значительное воздействие на биоразнообразие.

В ноябре 2006 г в Ашхабаде была принята «Рамочная конвенция по окружающей среды для устойчивого развития Центральной Азии», как её единая экологическая стратегия. Необходимо отметить, что такая Конвенция поможет объединить законодательные рамки и механизмы уже существующих соглашений между странами в данной области. Создание единой законодательной платформы поможет сформировать дополнительные приоритеты, определить перспективы дальнейшего регионального сотрудничества стран Центральной Азии по осуществлению задач сохранения и устойчивого управления ресурсами биологического разнообразия. Отдельные статьи международного документа рассматривают общие вопросы/рамки мониторинга и оценки загрязнения атмосферного воздуха и вод, истощения водных ресурсов, деградации земель, горных экосистем, управления отходами.

Особенное внимание в Конвенции отведено научно-техническому сотрудничеству в решении экологических проблем и выработке совместных действий по сохранению биоразнообразия (ст.13). Определены вопросы обмена и доступа к информации, а также участие общественности в её реализации. Отдельный Протокол по биоразнообразию к этой Конвенции начнет работу после ее подписания и ратификации всеми странами Центральной Азии. В рамках работы МКУР подготовлены и опубликованы Оценочный доклад по приоритетным экологическим проблемам Центральной Азии (2006) и Интегрированная оценка состояния окружающей среды Центральной Азии (2007).

ГЛАВА IV. ВЫВОДЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕЛИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА КБР В ТУРКМЕНИСТАНЕ

Оценка национальных результатов осуществления цели, намеченной на 2010 год, осуществлена на основе решения VIII/5 КБР, используя временную структуру целей и целевых задач (Приложение II Руководящие принципы представления четвертого национального доклада).

А. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛИ, НАМЕЧЕННОЙ НА 2010 г

Защита компонентов биоразнообразия

ЦЕЛЬ 1. СОДЕЙСТВИЕ СОХРАНЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ ЭКОСИСТЕМ, СРЕД ОБИТАНИЯ И БИОМОВ

Целевая задача 1.1. Эффективное сохранение не менее 10% каждого из экологических регионов мира

Масштаб охраняемых районов Туркменистана сформирован в течение более 80-и лет, начиная с 1927 г, и составляет на сегодня 1916,02 тыс. га, или 3,9% от территории страны. Охрана биоразнообразия Туркменистана обеспечена в границах природных экосистем ООПТ трех провинций: Туранской (Репетекский, Амударьинский и Капланкырский заповедники), Горно-Средне-азиатской (Койтендагский заповедник) и Копетдаго-Хорасанской (Сюнт-Хасардаг-ский и Копетдагский заповедники). Охраняются также экосистемы Бадхызского заповедника, лежащего на стыке пустыни Каракумы, Копетдаго-Хорасанских гор и предгорий Парапамиза, и Хазарского (бывшего Красноводского) заповедника, где типично сухая закаспийская пустыня контактирует с восточной частью мор­ской акваторией Каспийского моря (Обзор заповедников Туркменистана, 2006).

В настоящее время в ведении сети ООПТ имеются 8 государственных заповедников I категории МСОП (789, 2 тыс. га), 17 памятников природы III категории МСОП (2,02 тыс. га), 14 заказников IV категории МСОП (1 061,2 тыс. га) и охранные зоны заповедников (63,6 тыс. га) V категории МСОП. Все они находятся в государственной собственности и подчиняются Управлению охраны животного и растительного мира Министерства охраны природы. Сеть ООПТ организовывалась в местах обитания редких, исчезающих видов, в том числе тех, которые включены в Красную книгу МСОП и в Красную книгу Туркменистана (Дополнение III b). Страна принимает конкретные меры по расширению сет… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz