…ну растений и служба Каспэкоконтроля. Минприроды дает заключение на предложения по акклиматизации новых для Туркменистана видов растений. Ввоз и выращивание растений проводится на основании согласований под контролем Государственной инспекции по карантину растений МСХ.

Адвентивная (сорная) фракция флоры Туркменистана составляет 20% общего состава, среди которой отмечены 39 новых видов-адвентов (занос) и 20 беженцев из культуры. Наблюдается неконтролируемое расселение айланта высочайшего (Ailanths altissimus (Mill.) Swingle), который стал внедряться в некоторые естественные сообщества. На территории заброшенных садов во многих ущельях Юго-Западного Копетдага отмечено дичание ряда культурных или культивируемых видов, как пример редоместикации (Левин, 2008). Успешная инвазия экзотических сорняков, вероятно, связана с наличием свободных экологических ниш в посевах культурных растений и нарушенных местообитаниях.

Внедрение планов борьбы с чужеродными видами возможны после составления соответствующей информационной Базы данных в системе национального Клиринг-Хауз Механизма (КХМ). Для усиления возможностей национальных таксономических исследований в плане Глобальной инициативы необходимы долгосрочные инвестиции в развитие существующих инфраструктур. Партнерское сотрудничество и вливание дополнительных финансовых ресурсов в укрепление таксономического потенциала позволят создать в стране благоприятную среду для реализации международной программы Глобальных таксономических инициатив.

Целевая задача 11. Ни один из видов дикой флоры не подвергается опасности в связи с осуществлением международной торговли

Туркменистан не является стороной Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СITES), но строго выполняет все его требования. В настоящее время ни один вид из дикорастущей флоры Туркменистана не является предметом международной торговли настолько, чтобы это реально угрожало его существованию. МОП через таможнюю службу осуществляет контроль за сбором и вывозом растений, занесенных в список СITES.

Целевая задача 12. Получение 30 процентов продуктов растительного происхождения из источников, которые регулируются устойчивым образом

В стране установлено устойчивое управление продуктами растительного происхождения, получаемых при обмолоте пшеницы, а также сбора урожая плодовых (яблоня, гранат, фисташка), бахчевых (арбузы, дыни, тыква) и овощных (помидоры, огурцы, перец, морковь, лук) культур. Природопользование за счет прямого изъятия ресурсов биоразнообразия не имеет большого экономического значения для страны и существенно лишь на локальном уровне или для отдельных категорий населения.

Целевая задача 13. Прекращение процесса истощения ресурсов растений и утраты связанных с ними аборигенных и местных знаний, нововведений и практики, которые поддерживают устойчивую жизнедеятельность, продовольственную обеспеченность на местном уровне и здравоохранение

В стране сохранились традиции устойчивого использования биоразнообразия. Широкая программа разгосударствления и приватизации государственной собственности направлена на реструктуризацию фермерского хозяйства без прямой оценки знаний и практик местных фермеров и их способность к нововведениям. В стране отсутствуют правовые нормы охраны прав фермеров и фермерских хозяйств, занятых выращиванием местных сортов сельскохозяйственных культур и их диких сородичей. Проблема охраны традиционных знаний коренных общин (фермерских хозяйств) не отражена ни в одном действующем правовом акте. Отсутствует налаженный учет запасов и контроль в использовании лекарственных растений.

Наибольший ущерб природе наносила вырубка древесных пород. Значительно замедлился процесс истощения ресурсов растений после введения полной газификации почти всех населенных пунктов страны. Широкое развитие получила в стране и национальная программа озеленения, закрепленная соответствующими Постановлениями Президента: «О создании парковой зоны в предгорье Копетдага» (1998), «О развитии садоводства и озеленения в Туркменистане» (1999) и «О мерах по дальнейшему улучшению состояния природной среды и созданию благоприятных климатических условий» (2000) были направлены на создание лесопарковых зон в предгорьях Копетдага, возрождая народные традиции по массовой посадке деревьев.

Целевая задача 14. Отражение в коммуникационных, учебных и просветительских программах важности значения и необходимости сохранения разнообразия растений

Стандартные образовательные программы большинства школ и институтов не имеют специальной программы по изучению темы «Сохранение биоразнообразие». Фрагментарно подобные вопросы рассматриваются в ряде основных предметов естественнонаучного характера и школьных курсов «Ботаника» и «Общая биология». Недостаток учебников, наглядных пособий по биоразнообразию растений, проблема перевода имеющихся пособий на русский и туркменский языки сказываются на уровне осведомленности населения в области сохранения биологического разнообразия. Значительную работу с общественностью в сфере распространения информации по вопросам сохранения биоразнообразия проводит местное СМИ и телевидение.

Целевая задача 15. Увеличение с учетом национальных потребностей профессионально подготовленных специалистов для реализации целевых задач настоящей Стратегии, способных работать в учреждениях, занимающихся вопросами сохранения растений

В связи с возрождением Академии Наук Туркменистана (2008) развернулись работы по подготовке специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) по экологии и биологии в качестве обязательного блока естественнонаучных дисциплин. Это позволит увеличить штат специалистов, занимающихся вопросами сохранения растений. На основе постановления Президента от 12.06.2009 научный потенциал АН Туркменистана будут представлять 12 научно-исследовательских институтов, в том числе и институт Ботаники, в который вошли ботанические лаборатории НИИПРиЖМ, Центральный Ашхабадский ботанический сад, живая коллекция плодовых культур МНПЭЦГРР (бывшая Каракалинская опытная станция Всесоюзного института растениеводства) и генетический банк растений Национального музея Туркменистана «Ак бугдай» (белая пшеница).

Целевая задача 16. Создание и укрепление на национальном, региональном и международном уровнях сетей по осуществлению деятельности в области сохранения растений

В стране действует система ООПТ (заповедники, заказники, памятники природы), в которой осуществляется охрана растений. Наблюдается тенденция к развитию интегрированного управления природными территориями с участием населения, проживающего в их пределах или на приграничных территориях. Создание единой экологической сети ЭКОНЕТ, совмещающей функции охраны природы и хозяйственного развития, было спроектировано в рамках проекта GEF-UNEP-WWF для стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан).

b) ПРОГРАММЫ РАБОТ ПО ОХРАНЯЕМЫМ ТЕРРИТОРИЯМ

КОМПОНЕНТ 1. ПРЯМЫЕ МЕРЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ОТБОРА, ВНЕДРЕНИЯ, УКРЕПЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЯЕМЫХ РАЙОНОВ И УЧАСТКОВ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

Цель 1.1. Создание и укрепление национальных и региональных систем охраняемых районов, включенных в глобальную сеть в качестве вклада в осуществление целей, согласованных в глобальном масштабе

Заповедный фонд Туркменистана занимает около 4,0% от площади страны и является с 1998 г компонентом Панъевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия – механизма реализации КБР. Для реализации глобальных целевых задач по охраняемым районам в СПДСБ (2002) была установлена основная цель – расширение сети охраняемых территорий до 6% к концу 2008 г. и обеспечение их эффективного управления. Данная целевая задача была представлена с учетом глобальной значимости и международного признания формируемой сети охраняемых территорий.

В национальной целевой задаче (стратегический компонент А) основное внимание было обращено на сохранение видов в местах их естественного обитания (in-situ) через улучшение качества управления и устойчивого использования важнейших экосистем охраняемых территорий, сохранение редких видов и миграционных коридоров, повышение роли местного населения в управлении охраняемыми территориями и др. (5 действий, 34 мероприятий). Особо охраняемые природные территории Туркменистана — составная часть единой системы экологического мониторинга, в котором значительное место уделено оценке и контролю состава биологического разнообразия. Разработка и формирование сети глобально значимых охраняемых районов проводилась при поддержке донорских организаций с участием общественных организаций и научных учреждений.

На побережье Каспийского моря создаётся принципиально новая система управления заповедной территорией, направленная на сохранение и устойчивое использование биоразнообразия Хазарского заповедника. Использование достижений науки с учетом местных особенностей и традиций населения, тесное партнерство природоохранных организаций с коммерческими структурами – пользователями природных ресурсов, позволяют жителям региона принимать самое активное участие в решении экологических проблем и экологического просвещения на фоне широкой информированности общественности, и решать природоохранные государственные задачи без ущемления интересов местного населения. С 2007 г. на территории Хазарского (2007-2009) и Бадхызского (2009) заповедников начат процесс опробации международной методики, разработанной для Всемирного банка и WWF, по использованию инструмента контроля эффективности управления для охраняемых территорий. В перспективе данный инструмент будет использована и на остальных ООПТ. Относительно высокий уровень управления отмечен для Бадхызского заповедника. Идет процесс подготовки проекта фазы А «Развитие особо охраняемых территорий Туркменистана».

Цель 1.2. Включение охраняемых районов в более широкие ландшафты суши, морские ландшафты и сектора для поддержания их экологической структуры и функций

Процесс совершенствования интеграции охраняемых районов в более широкие ландшафты суши отражен в серии запланированных мероприятий СПДСБ (3 действия, 10 мероприятий) и был направлен на совершенствование системы охраняемых территорий (А2-А4). Результатом запланированных действий стал региональный проект «Создание ЭКОНЕТ для долгосрочного сохранения биоразнообразия в экосистемах Центральной Азии» на период 2003-2006 гг., выполненный WWF в сотрудничестве с правительствами этих стран. Существующая национальная сеть охраняемых территорий была включена в проектируемую региональную сеть ЭКОНЕТ для долгосрочного сохранения биоразнообразия в Центральной Азии. Полноценное сохранение богатого биологического разнообразия страны будет достигнуто через территории регламентированного природопользования, которые, интегрируясь в общую систему землепользования, учитывают при этом и интересы местного населения. Экологическая сеть Центральной Азии включила охраняемые районы с различными режимами пользования в ландшафты всего региона, совместив природоохранные интересы с потребностями экономического развития региона.

В защиту сети территорий, охватывающих наиболее репрезентативные местообитания птиц (А.2.3.; А.5.10.; СПДСБ) и особенно видов, существование которых находится под наибольшей угрозой, направлен региональный проект «Ключевые орнитологические территории Центральной Азии» (2005–2008 гг.). Четверть ключевых территорий проекта накладывается на Экосеть охраняемых территорий. Данная природоохранная программа стартовала в Туркменистане в конце 2004 г., и уже закончен процесс выделения и описания ключевых орнитологических территорий. Подготовлена документация по номинированию 50 участков на статус Международных ключевых орнитологических территорий.

Туркменистан является также частью Сети по генетическим ресурсам расте­ний (ГРР) Центральной Азии и Закавказья (CATCN-PGR) и приступил совместно с ЮНЕП, Международным институтом по генетическим ресурсам растений (ИПГРИ) и Международным цен­тром сельскохозяйственных исследований на засушливых территориях (ИКАРДА) к реализации региональной Стратегии сохранения и устойчивого ис­пользования национального агробиоразнообразия, то есть сохранению видов в ме­стах их естественного обитания (in- situ) и вне этих мест (ех-situ).

Цель 1.3. Создание и укрепление региональных сетей и трансграничных охраняемых районов посредством налаживания и укрепления сотрудничества между соседними охраняемыми районами вне пределов национальных границ

В Туркменистане 6 из 8 действующих заповедников имеют охраняемые приграничные территории с соседними странами, но не один из заповедников не является трансграничным охраняемым районом региональной Экосети. На международном семинаре МАБ ЮНЕСКО 10-12 марта 2008 г в г. Ашхабаде при участии Министерства охраны природы были выработаны ряд рекомендаций и предложений, направленных на выполнение Мадридского плана действий «От Севильи до Мадрида». В частности, - «предложить номинировать объекты по приграничным охраняемым территориям в качестве трансграничных биосферных заповедников и объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО» (Каррыева, 2008). В 2007 г. одобрено Соглашение о намерениях между МКУР и Центрально-Азиатской программой WWF по реализации «Эконет» в регионе, а также было предложено на этом семинаре МАБ ЮНЕСКО «установить субрегиональную экологическую сеть для улучшения работы существующих сетей и вовлечения остальных стран региона». Подписание «Меморандум о взаимопонимании по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию сайгака» открывает возможность трансграничного сотрудничества Туркменистана с Казахстаном и Узбекистаном по вопросу охранения сайгака и среды его обитания на путях миграции, местах зимовок и летовок.

Цель 1.4. Улучшение планирования и управления охраняемых районов с учетом местной специфики

Программа работ по охраняемым территориям СПДСБ направлена на повышение эффективности их управления. Охраняемые территории страны при реализации ЭКОНЕТ к 2012 г будут выполнять не только природоохранную роль, но и предоставят возможность для рекреации и неразрушительного природопользования на значительной её территории. Региональная ЭКОСЕТЬ соединит через экологические коридоры (для генетического обмена между популяциями), буферные зоны и зоны экологической реставрации строго охраняемые ядра (территории действующих заповедников) друг с другом и трансграничными охраняемыми районами за пределами национальных границ. Это обеспечит внедрение экосистемного подхода и усовершенствует международное природоохранное сотрудничество. Создание сети ООПТ станет предпосылкой к переходу страны к устойчивому природопользованию, потому что значительная часть природных территорий сохранила потенциал естественной саморегулирующей функции, или она легко может быть восстановима. При снижении антропогенного пресса вполне обратима фрагментация ландшафтов и возрождение естественной динамики преобладающих типов экосистем. Начат процесс по использованию международного инструмента контроля эффективности управления для охраняемых территорий Хазарского и Бадхызского заповедников.

Основным элементом системы охраняемых территорий страны станет Национальный природный парк (НПП), более соответствующий современной мировой практике охраны природы и позволяющий сочетать защиту природы с рациональным её использованием. В ближайшей перспективе будут созданы в Копетдаге Арчабильский и Сумбарский НПП (А.4) с соответствующей сетью экологических коридоров (например, Ипайкалинский) и буферных зон (г. Душакэрекдаг). Подготовлены в стране обоснования (пакет документов) для организации в горах Балханского и в пустыне — Центрально-Каракумкого заповедников, приоритетность направлений которых подтверж­дена в НПДООС и СПДСБ (А.3.1.; А.5.2.; СПДСБ). В рамках выполнения требований Конвенции по Всемирному природному и культурному наследию (1994) в настоящее время разрабатывается пакет документов на номинирование Бадхызского, Репетекского, Амударьинского, Хазарского, Сюнт-Хасардагского и Койтендагского заповедников.

Для реализации целевых задач по охраняемым территориям было выполнено 19 проектов и осуществлен пакет мероприятий (разд. 2.4.). Наиболее полная информация по заповедникам Туркменистана опубликована в сборнике «Заповедники Средней Азии и Казахстана» (2006), изданном в рамках регионального проекта МСОП «Оценка эффективности управления охраняемыми природными территориями Средней Азии». Информация доступна для широкой общественности (http://iucnca.net).

Цель 1.5. Предотвращение и смягчение неблагоприятных последствий основных угроз, грозящих охраняемым районам

В рамках стратегического компонента J «Оценка воздействия» СПДСБ запланирован пакет мероприятий, направленный на обзор методов оценки воздействия на биоразнообразие (J.1.1.-J.1.3.) и разработку механизмов контроля воздействия всех секторов народного хозяйства на биоразнообразие (J.2.1.-J.2.5.). Глобальный экологический фонд оказал нашей стране поддержку в оценке приоритетов для усиления национального потенциала и достижения устойчивости в сохранении биоразнообразия, развитию знаний и повышению профессиональных стандартов.

Детальная оценка угроз и определение потенциала были проведены в рамках проекта «Оценка потенциала для реализации глобальных экологических конвенций ООН» (2006). Были выявлены основные приоритеты национальной стратегии по поддержанию потенциала в области биоразнообразия: повышение уровня правового потенциала; совершенствование деятельности в сфере международного и национального сотрудничества, управления и мониторинга; активизация таксономических инициатив и укрепление материально-технической базы научных исследований; разработка и внедрение программ работ по мониторингу инвазивных чужеродных видов; повышение уровня экологического образования и информированности общественности путем вовлечения ее в природоохранную деятельность (Тематические обзоры//Оценка потенциала для реализации глобальных экологических конвенций ООН, 2006).

КОМПОНЕНТ II. РУКОВОДСТВО, УЧАСТИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ВЫГОД

Цель 2.1. Содействие справедливости в распределении выгод

Принцип справедливости и равенства в распределении выгод при устойчивом использовании биологических ресурсов в буферных зонах и на прилегающих территориях ООПТ отражен в стратегическом компоненте L «Законодательство» СПДСБ, к выполнению которого страна пока не приступала. Хотя важность выполнения этого компонента СПДСБ, способного обеспечить справедливое распределение затрат и выгод, связанных с созданием охраняемых районов, постоянно проходила через все выполненные проекты. Реформирование законодательной базы, включая и правового статуса СПДСБ, позволит активизировать процесс выполнений мероприятий, направленный на справедливое распределение выгод на основе равенства всех субъектов деятельности.

Ориентирование местных общин на экологически безопасные виды деятельности (экологический туризм, ограниченный сбор лекарственных трав, дикорастущих плодов, ягод, включая их переработку, использование альтернативных источников энергии) и получение денежных компенсаций за ограничения своей деятельности в контактных зонах ООПТ, позволят на практике реализовать требования международных Конвенций и легализировать участие местных общин при соблюдении их прав и обязанностей в управлении охраняемыми территориями.

Цель 2.2. Расширение и обеспечение участия местных общин и соответствующих субъектов деятельности в устойчивом использовании и воспроизводстве ресурсов биоразнообразия

До настоящего времени в стране не разработаны механизмы привлечения частного сектора и реализации инициатив по устойчивому использованию биоразнообразия, особенно предусматривающие защитные и восстановительные мероприятия. Там же, где частный сектор вовлечен в использование биологических ресурсов (охотничьи и лесные хозяйства), механизмы их защиты и восстановления не определены. Анализ ключевых законодательных и правовых аспектов Туркменистана по вопросам защиты фермеров, как хранителей биоразнообразия, показал, что в стране отсутствуют конкретные меры (включая и законодательные) по сохранению генетического разнообразия всех сельскохозяйственных культур и местных сортов, обеспечивающих продовольственную независимость страны. В правовых документах не отражена охрана генетических ресурсов биоразнообразия и получение выгод от их использования. Не рассматриваются также и правовые нормы на природоохранную и лесную собственность, в частности, национальную собственность на генетические ресурсы и их диких сородичей.

В тоже время, в стране уже есть первый позитивный опыт по повышению осведомленности общественности о важности создания Сумбарского природного национального парка. Разработана Программа экологического обучения населения в рамках устойчивого развития Западного Копетдагского региона и растиражирована по всем районам страны. Серия природоохранных просветительских семинаров вместе с буклетами, брошюрами, экологическими листовками и фотографиями создали эколого-просветительскую поддерживающую среду среди местного населения.

КОМПОНЕНТ III. СТИМУЛИРУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Цель 3.1. Проведение стимулирующей политики, обеспечение организационной и социально-экономической среды, благоприятствующей охраняемым районам

В стране только начинают приступать к отработке инструментов экономической оценки и учета биоресурсов. Слабо налажен процесс вовлечения местного сообщества в управление охраняемыми территориями, хотя и существует практика выделения малых грантов местным общинам и действуют меры наказания за нарушение природоохранного законодательства. Из-за отсутствия механизма оценки вклада охраняемых районов и их экологических и рекреационных услуг в экономику и культуру страны, не выявлены скрытые и явные экономические выгоды от сохранности всех компонентов биоразнообразия. Ряд секторов экономики (лесное, сельское, рыбное, охотничье хозяйство, туризм) в значительной степени используют ценности биологического разнообразия без проведения экономической их оценки.

Цель 3.2. Создание потенциала для планирования, учреждения охраняемых районов и управления ими

В настоящее время управление охраняемых территорий сталкивается с не укомплектованностью штата квалифицированными специалистами, недостаточным техническим оснащением и малоэффективным управлением охраняемых территорий. Кадровый потенциал особо охраняемых природных территорий представлен административно-хозяйственным отделом — 41,4%, отделом охраны — 46% и научным отделом - 12,6% штата, что в соотношении составляет 3,3: 3,7: 1. Дефицит специалистов охраны природы и заповедного дела не способствует проведение круглогодичного мониторинга, научных исследований и действенной охраны биоразнообразия. Отсутствует регулярная система переподгот… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz