…овки и курсы повышения квалификации. Основной принцип управления охраняемыми территориями - планы управления (менеджмент планы).

Цель 3.3. Разработка, применение и передача соответствующих технологий охраняемых районов

Участие страны в работе (PDF-A; PDF-B, 2000–2004; PDF-С, 2006–2010 гг.) регио­нального проекта ЮНЭП/ГЭФ/ИПГРИ «In situ/on farm сохранение агробиоразно­образия (плодовые культуры и их дикие сородичи) в Центральной Азии» стало важным шагом в развертывании комплекса работ по повышению роли фермерских сообществ в решении проблем государственного масштаба. Проект направ­лен на повышение возможностей фермеров и местного населения в сохранении на местах in-situ/on-farm (фермерские хозяйства) местных сортов плодовых культур и их диких сородичей, в частности и на охраняемых природных территориях Бадхызского и Сюнт-Хасардагского заповедников и сопредельных участках Сюнт-Хасардагского заповедника. В результате его реализации будет разработана тактика по поддержанию фермеров и местного населения; будут предоставлены информация и методология по in-situ/on-farm, по сохранению плодовых культур и их диких со­родичей. Посредством установления тесных контактов соответствующих институ­тов с фермерами и последних между ними будут созданы условия для их обучения и проведения мероприятий по in-situ/on-farm сохранению плодовых генетических ресурсов.

Цель 3.4. Обеспечение финансовой устойчивости охраняемых районов и национальной и региональной систем охраняемых районов

Слабым звеном по-прежнему остается обеспечение финансовой устойчивости национальной системы охраняемых территорий. Существует в каждом заповеднике достаточно стабильный бюджет для охраняемых территорий, но отсутствует гибкость в управлении внебюджетными средствами. Для внедрения региональной системы охраняемых районов и управления ими (ЭКОНЕТ) недостаточно национальных источников для покрытия финансовых, технических и прочих ресурсов, в частности, и по укреплению связи, просвещения и осведомленности общественности о важности и пользе охраняемых районов. В этой связи важно активнее добиваться вовлечения средств частного сектора в обеспечении финансовой устойчивости охраняемых районов.

Цель 3.5. Укрепление связи, просвещения и осведомленности общественности

Все заповедники страны проводят широкую кампанию эколого-просветительской деятельности, которая направлена на формирование у широких слоев общества понимания современной роли ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия и его места и роли в социально-экономическом развитии регионов. Проводят такие международные акции, как «Марш парков», «День биоразнообразия», «Год журавля» и др. При заповедниках действуют Музеи природы. Сотрудники заповедников ведут работу с общественностью, читают лекции, проводят конкурсы рисунков, работают со СМИ.

КОМПОНЕНТ IV. СТАНДАРТЫ, ОЦЕНКИ, МОНИТОРИНГ

Цель 4.1. Разработка и принятие минимальных стандартов и рациональных методов для национальных и региональных систем охраняемых районов

Вся система охраняемых районов находится в ведении одного ведомства – Министерства охраны природы, деятельность которого направлена на создание единой экологической сети. В проектном документе «Перспективный план развития сети особо охраняемых природных территорий Туркменистана» указано, что в перспективе территория с регламентированным природопользованием будет занимать около 50% площади страны. Это позволит в рамках реализации экологического каркаса (Экосеть) увеличить площадь особо охраняемых природных территорий. Основным элементом охраны природы будет национальный природный парк, ядро которого составят действующие заповедники.

Концепция ЭКОНЕТ направлена на интеграцию сети в контекст региональных и национальных планов устойчивого развития, а также на внедрение надежных механизмов долгосрочного межгосударственного сотрудничества и координации действий. По решению МКУР, в 2005 г. в концепцию Рамочной конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии была интегрирована концепция регионального ЭКОНЕТа. Цель проекта – совершенствование действующей системы охраняемых территорий Туркменистана с обеспечением защиты районов, не имеющих природоохранного статуса (ЭКОНЕТ– «сеть жизни». Центральная Азия, 2006). Расширение сети ООПТ позволит превратить действующую сеть в систему мониторинговых центров, где особое место будет отведено улучшению качества управления охраняемыми территориями - составной части всемирного природного наследия.

Цель 4.2. Оценка и повышение эффективности управления охраняемыми районами

С 2007 г. в рамках проекта «Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия всемирного значения в Хазарском заповеднике на побережье Каспийского моря» начат процесс опробации международной методики, разработанной для Всемирного банка и WWF, по использованию инструмента контроля эффективности управления для охраняемых территорий. Методика была использована для оценки эффективности управления охраняемыми районами на территории Хазарского (2007-2009) и Бадхызского (2009) заповедников, в перспективе данный инструмент будет использована и на остальных ООПТ. Относительно высокий уровень управления отмечен для Бадхызского заповедника. Идет процесс подготовки проекта фазы А «Развитие особо охраняемых территорий Туркменистана».

Цель 4.3. Оценка и мониторинг состояния охраняемых районов и тенденций в этой области

Система мониторинга на охраняемых территориях действует в стране с первых дней их создания как система стационарных наблюдений за динамикой отдельных видов. Индикатором сбора данных для действующих заповедников является численность глобально уязвимых видов — редких видов растений и животных, внесенных в Красную книгу Туркменистана и Красный список МСОП. Сбор данных по компонентам биоразнообразия проводится на базе единого научно-методического руководства «Летопись природы». По степени охвата биогеографических районов, система ООПТ Туркменистана является достаточно представительной, результаты которого представляют элементы системного экологического мониторинга ООПТ, подкрепленного традициями практики заповедного дела Туркменистана. Два вида (гюрза и среднеазиатская кобра; разд. 2.4.) могут изменить свой статус, поскольку их численность устойчиво восстанавливается.

Позитивные результаты получены в процессе отработки системы орнитологического мониторинга в рамках регионального проекта «Ключевые орнитологические территории Центральной Азии» (разд. 2.4.). Уникальным научным документом мониторинга является Гербарный национальный фонд страны, где каждый образец — научный документ для ведения мониторинговых исследований на видовом и генетическом уровне. В стране также действуют государственные программы экологического мониторинга по оценке состояния окружающей среды, изменения климата и активизации процессов опустынивания, в которых, к сожалению, не предусмотрены систематические наблюдения за воздействием их на биоразнообразие (in-situ). Дальнейшее развитие научных знаний, особенно по таксономическим инициативам, будут способствовать эффективности работы на охраняемых территориях. Разрабатываются эколого-экономические обоснования под создание в этрапе Махтумкули Балканского велаята Сумбарского национального парка, а в Ахалском велаяте – Арчабильского. Между будущими национальными парками (Арчабильский и Сумбарский) будут разработаны экологические коридоры с мягкими формами регламентированного природопользования. В засушливых экосистемах планируется создание новых ООПТ высокого природоохранного ранга.

Цель 4.4. Гарантирование того, чтобы научные знания содействовали созданию и обеспечению эффективности охраняемых районов и сетей охраняемых районов

Заповедники являются стационарными базами по проведению научных исследований института пустынь, растительного и животного мира (НИПРЖМ) и ВУЗов страны. Небольшой штат научных сотрудников - зоологов, лесоводов и ботаников, принимают участие в совместных научных работах.

Цель 4.5. Анализ препятствий (барьеров), потребностей и будущих приоритетов в управлении национальной системой охраняемых районов

Проведение обзора и оценки стимулирующей среды (Мониторинг и оценка эффективности …, 2008), направленной на улучшение эффективности системы охраняемых районов, позволила определить эффективность действий по реализации стратегии сохранения биоразнообразия Туркменистана в рамках выполнения целей КБР. Разработаны дополнительные мероприятия СПДСБ (Приложение II). Глобальный экологический фонд оказал нашей стране поддержку в оценке приоритетов для усиления национального потенциала и достижения устойчивости в сохранении биоразнообразия и развитию знаний и повышению профессиональных стандартов (Приложение III). По международной методике, разработанной для Всемирного банка и WWF, начат процесс контроля эффективности управления для охраняемых территорий.

Основной барьер в управлении национальной системой охраняемых районов определяется тем, что в самих охраняемых районах, так и приграничных зонах, все еще наблюдаются нарушения заповедного режима. Особенно распространен неконтролируемый лов рыбы и отстрел животных, внесенных в Красную книгу, выпас скота в зонах прилегающих к охраняемым территориям. Отсутствует системный мониторинг и только начинается внедряться оценка результатов контроля эффективности управления охраняемыми территориями Хазарского и Бадхызского заповедников. Не разработана стратегия развития экотуризма на охраняемых территориях и местное население непосредственно почти не участвуют в принятии решений, связанных с управлением ООПТ. Необходимо рассмотреть возможности заключения договоров по сотрудничеству между ООПТ и Ассоциацией Туркменмаллары.

Недостаточное бюджетное финансирование системы охраняемых районов, профессиональный уровень сотрудников ООПТ и управляющих структур, слабое секторальное и межсекторальное взаимодействие в вопросах сохранения биоразнообразия являются препятствием в эффективном решении проблем сохранения биоразнообразия и снижении угрозы утрат биоразнообразия. Необходимы целенаправленные действия по вовлечению местных общин и территориальных органов самоуправления по развертыванию межсекторальной программы устойчивого развития отдельных регионов страны.

\

ПРИЛОЖЕНИЕ I . РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ КС-8

В свете выполнения решений совещания КС-8 (VIII/5;статья 8j) Туркменистан представляет в секретариат КБР следующие рабочие отчеты.

а) Рабочий отчет о результатах привлечении местных общин к деятельности на национальном уровне

В процессе разработки и подготовки Четвертого национального отчёта был сформирован соответствующий потенциал с широким участием местных общин и лиц государственного и районного уровня. Обсуждение всех вопросов с привлечением местных слоев населения позволило не только донести до всех участников процесса значимость статей Конвенции, но и обеспечить широкое обсуждение возможных путей их решения на локальном уровне. Представители Туркменистана принимали активное участие в составе правительственных делегаций на рабочих и консультативных встречах Конференции Сторон КБР, ВОНТТК и др.

b) Рабочий отчет о глубоководных генетических ресурсах Каспия

В рамках международного проекта "Каспийская экологическая программа", являющегося с 1998 г. ведущей формой международного природоохранного сотрудничества в регионе Каспийского моря, Туркменистан разработал национальный каспийский план действий. Ведущую роль в формировании и исполнении НКПД играют Трансграничный диагностический анализ, Стратегическая программа действий и национальные секторальные планы. Каждая из них нацелена на принятие мер по безотлагательному регулированию неблагоприятного воздействия на глубоководные экосистемы и виды в этих районах с целью сохранения и устойчивого использования ресурсов в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 56 решения VII/5 и VIII/21 КБР. На улучшение экологии Каспийского моря направлены превентивные меры, предпринимаемые в рамках КЭП, в частности проект «Создание оперативной службы контроля за глубинами навигационного канала и обеспечение экологической безопасности в Туркменбашинском заливе Каспийского моря» (2002–2003 гг.).

К проблемам сохранения глубоководных генетических ресурсов, требующим особого внимания в рамках туркменского НКПД, отнесены:

рациональное управление коммерческими биоресурсами, особенно – осетровыми, на основе сохранения биологического разнообразия;

обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности, включая контроль загрязнения (в том числе - нефтяного) и реагирование на чрезвычайные ситуации;

экологически устойчивое развитие прибрежных зон, борьба с деградацией и опустыниванием земель;

совершенствование управления окружающей средой в регионе, включая развитие сети особо охраняемых природных территорий и акваторий, адекватное информационное обеспечение принятия решений, участие общественности.

Участие Туркменистана в разработках Протокола по сохранению биоразнообразия Каспийского моря, Протокола по наземным источникам загрязнения Каспийского моря, Протокола по оценке воздействия на окружающую среду Каспийского моря и Протокола по чрезвычайным ситуациям в целом направлены на реализацию комплексного регулирования морских и прибрежных районов Каспия (VIII/22 КБР).

с) Рабочий отчет о мерах по реализации комплексного регулирования

морских и прибрежных районов Каспия

В прибрежных районах Каспия действуют Правила охраны прибрежных вод Туркменистана от загрязнения с судов и Инструкция взаимодействия в аварийных ситуациях при крупном разливе нефтепродуктов на акватории порта Туркменбаши и в его районе. Но отсутствуют конкретные меры, принятые в целях совершенствования реализации комплексного регулирования морских и прибрежных районов. Поэтому при разработке НКПД была поставлена проблема о необходимости разработки специальных программ интегрированного управления прибрежными территориями, снижающими до минимума антропогенное разрушение мест обитания, нарушение почвенного покрова, опустынивание территорий, что в итоге могло бы привести к сохранению видового разнообразия прибрежных территорий.

Для снижения техногенного воздействия на биоразнообразие Каспия НКПД считает необходимым

· создание регионального научно-исследовательского центра по Каспию;

· принятие мер по устранению первостепенных первопричин загрязнения моря стоками нефтяных, химических, хозяйственно-бытовых и др. промышленных объектов;

· разработку и внедрение альтернативных видов экономической деятельности местного населения, направленных на иные источники получения дохода. Это будет способствовать снижению антропогенной нагрузки на прилегающие территории и более рациональному использованию морских и прибрежных биоресурсов.

Для осуществления программы работ по охраняемым районам в соответствии с целью 2.2 (VIII/24 КБР) была оказана стране финансовая международная поддержка в рамках 19 проектов (Приложение III). В рамках Глобальной инициативы по охраняемым территориям на КС-9 КБР «Биоразнообразие и опустынивание» признано приоритетным тематическим направлением финансирования ГЭФ-5.

ПРИЛОЖЕНИЕ II - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СПДСБ (2008)

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СПДСБ

(Мониторинг и оценка эффективности …, 2008)

5.1. Стратегия А: Сохранение видов в местах их естественного обитания (in-situ)

А.5. Сохранение, восстановление и устойчивое использование важнейших экосистем охраняемых территорий

А.5.11.

Мониторинг состояния охраняемых экосистем в условиях глобального изменения климата

А.6. Сохранение редких видов животных и видов, находящихся под угрозой исчезновения

А.6.7.

Разработка Национальной концепции сохранения редких видов растений и животных в условиях глобального потепления климата

A.9. Организация Центрально-Каракумского заповедника

А.9.1.

Подготовка обоснования и материалов для создания Центрально-Каракумского заповедника

5.2. Стратегия С: Устойчивое использование

С. 1. Рациональное использование биологических ресурсов

С.1.7.

Разработка современных подходов к планированию, мониторингу, оценке и управлению природными ресурсами

С.1.8.

Изучение и поддержание форм адаптации горного биоразнообразия в условиях наблюдаемых и про­гнозируемых последствий изменения климата

C.4. Экономическое стимулирование местного населения для привлечения в процесс сохранения биоразнообразия

С.4.3.

Сохранение и устойчивое управление природны­м… Продолжение »