Сырдарья.

71 Фарсах - мера длины, широко применявшаяся в странах Востока, в том числе в Средней Азии. В Хорезме, Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Фергане в XIX в. фарсах составлял от 8,5 до 9,5 км. Однако в некоторых областях Средней Азии он в то время равнялся 6 км, т.е. соответствовал средневековому каноническому фарсаху. См. Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему. M., 1970, с. 72, Давидович Е.А. Материалы по метрологии средневековой Средней Азии M., 1970, с. 120

72 Казахи.

73 Бенг - наркотик из листьев индийский конопли и белены.

74 Термин ”Татария” применен здесь Вамбери в значении ”Туркестан”, т.е. ”страна тюрок”, поскольку словом ”татары” в европейской литературе обозначались разнообразные тюркские (турецкие) народности и племена. См. примеч. 11.

75 Саратан созвездие Рака, знак Зодиака, соответствующий 4-му месяцу иранского солнечного календаря.

76 Шоркутук, вернее Шоркудук, означает ”Соленый колодец”.

77 Rapporteur (вакаинювис) - буквально, как и отмечает далее Вамбери, ”записывающий события”. Этим и близким к нему по значению термином ”вака-и нигар” обозначались тайные или явные агенты правителей, а также должностные лица, выполнявшие консульскую службу в других государствах, и шпионы, впоследствии - корреспонденты газет, иногда историки-летописцы в Бухаре, Афганистане и Иране.

78 Текке - обитель, странноприимный дом.

79 Речь, скорее всего, идет об Абдулла-хане (1557 1598), при котором Бухара стала столицей государства Шейбанидов.

80 Инак сановник высшего ранга в Хивинском ханстве. В конце XVIII - начале XIX в. инаки обрели большое влияние и фактически держали власть в ханстве в своих руках. Наиболее могущественным из них был Мухаммед Амин, происходивший из знатного узбекского племени кунграт. После его смерти в 1790 г. власть в Хиве перешла к его сыну Авазу (1790-1804), который, как и отец, управлял страной от имени подставных ханов. В 1804 г. Аваза сменил его сын Ильтузар (1804-1806). Он принял титул хана и официально положил начало правлению в Хиве новой, Кунгратской династии. См. Иванов П. П. Очерки истории Средней Азии. M., 1958, с. 100-101.

81 Правильнее аламат-и тоуфиги.

82 Речь идет о Мухаммаде ибн Мухаммад ан-Накшбанди (1318-1389). После его смерти над его могилой был сооружен мавзолей, но не в 1490 г, а в 1544 г (эмиром Абд ал-Азизом). См. Дж.С.Тримингэм Суфийские ордены., с.61-62

83 Под названием ”Хидайат” (”Хидайа”) известно сочинение автора XII в. Бурхан ад-Дина Али Маргинани (ум. в 1197 г). Сочинение представляет собой руководство по мусульманскому праву ханафитского мазхаба. Кроме того, известен труд под названием ”Хидайат-наме”, написанный на турецком языке Фириште-оглу (ум. в 1469 г). Посвящен этот труд учению шиитской секты хуруфитов.

Под названием ”Шарх-и викайа”, по-видимому, имеется в виду комментарий на ”Ал-Хидайа” Бурхан ад-Дина Али Маргинани.

84 Фарз (араб фард) и ваджиб - действия, поступки, мнения, предусмотренные шариатом Различаются ”фард ал-'айн”, т.е. поступки, безусловно обязательные для всех мусульман (омовение, 5-кратная ежедневная молитва, посещение мечети), и ”фард ал-кафийа” обязательные лишь для тех, кто в состоянии их выполнить (например, обязанности му'аззина).

Сунна поступки и высказывания пророка Мухаммеда, зафиксированные в хадисах, преданиях о поступках и изречениях пророка.

85 Чахарбаг (тадж, узб чорбог) - большой сад с парком, лугами и огородами. Обычно такие сады располагались за городом и служили местами отдыха.

86 Кнастер сорт табака.

87 Отец, [я] грешен (лат).

88 Теведжи (правильнее ”таваджох”) – букв. ”встреча лицом к лицу”.

89 Под ”мервцами” и ”персами” имеется в виду население Мерва и различных местностей Ирана которое было переселено в более ранний период в Бухару. Множество жителей Мерва было депортировано в Бухару в XVIII в. эмиром Шах Мурадом (1875-1800).

90 Вамбери имеет здесь в виду знаменитое сочинение H. В. Ханыкова ”Описание Бухарского ханства” (СПб., 1843).

91 Доверчиво, чистосердечно (лат).

92 ”Короли без портфеля” (фр).

93 Абдалхалик Гиждувани умер в 1179 или 1220 г. См Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены, с.26, 61.

94 Речь идет о Кусаме ибн Аббас ибн Абдул Муталибе - двоюродном брате пророка Мухаммеда, по местной народной легенде он был похоронен в Самарканде. Архитектурный комплекс Шахи-Зинда начал складываться в дотимуридское время и был в основном завершен при Улугбеке. При Тимуре и Тимуридах было построено несколько мавзолеев в ансамбле зданий, входящих в комплекс Шахи-Зинда. См. История Самарканда. Т. I Таш., 1969, с. 167.

95 Рик'ат - часть молитвенного мусульманского обряда, состоящая из стояния, поясного поклона и 2 земных поклонов. Все 5 обязательных молитв включают определенное число рик'атов. В данном случае речь, судя по всему, идет об утреннем намазе, состоящем из 2 рик'атов. См. Гаффаров M. A. Персидско-русский словарь. T.I M., 1976, с.389.

96 Термин ”каши”, поясненный Вамбери как ”цветные кирпичики”, является названием изразцовых узорчатых плиток, применявшихся для облицовки стен.

97 Айнанахане - зеркальная комната.

98 Имеется в виду мавзолей Гур-Эмир, строительство которого началось в 1404 г., при Тимуре. Впоследствии здание превратилось в фамильную усыпальницу Тимуридов, где кроме самого. Тимура были похоронены его сыновья Омар-шейх, Мираншах, Шахрух и внуки - Мухаммед Султан и Улугбек. См. История Самарканда. Т. I, с. 243.

99 Приведенное Вамбери в сноске к этому месту со ссылкой на Радлова описание надгробных камней в мавзолее Гур Эмир при переводе опущено, так как оно сильно устарело и содержит много неточностей и ошибок. О мавзолее Гур Эмир и погребении Тимура. См. статьи В.В.Бартольда (Сочинения. Т.II, ч.2, M., 1964), где указаны также основные работы советских исследователей.

100 Тюрбе (от араб ”турбат”) могила, надгробный камень, гробница, склеп, мавзолей. О значениях этого термина см. Бартольд В. В. Сочинения. Т. II, ч. 2, с. 444, 446,. Мусульманский Ренессанс. M., 1966, с. 308.

101 Самаркандское медресе Ширдор, строившееся в 1619-1636 гг., было возведено на месте разобранной постройки (ханака) Улугбека Медресе. Тилля Кари было сооружено в 1646-1659 гг. по приказу наместника (хакима) Ялангтуш Бахадура, который был назначен на этот пост бухарским ханом Имамкули из династии Аштарханидов. См. История Самарканда Т. I, с. 298-300.

102 По-видимому, Вамбери принял за развалины медресе, о котором он сообщает различные легендарные сведения, руины мечети Биби-Ханым, соборной (главной) мечети Самарканда при Тимуре. О ней см. Бартольд В. В. Сочинения Т. II, ч. 1 M., 1963, с. 160, т. II, ч. 2, с. 128. Pахле - подставка, на которой лежит Коран во время службы.

103 Диванбеги - один из высших чинов в Бухарском ханстве, ведал финансовой отчетностью, утверждал сметы расходов. См. Сухарева О. А. Квартальная община позднесредневекового города Бухары. M., 1976 с. 98.

104 Недоразумение при переводе названия сада на немецкий язык правильно - ”Сад чинар”, так как чинара не тополь, а карагач (платан восточный).

105 Сколько знаешь языков, столько стоишь как человек (лат).

106 Деpьябеги - должностное лицо (чиновник), ведавшее переправой через Амударью, букв. ”речной начальник”, т.е. ”начальник переправы”.

107 Хасан-менгли.

108 Гость и рыба через 3 дня [превращаются] в яд (фр).

109 Санджар (1118 - 1157) правитель из династии Сельджукидов, владевший Ираном (Хорасаном) и значительной частью Средней Азии.

110 Див - злой дух в древнеиранской мифологии. В ”Шах-наме” упоминается ”див-и сафид” (”белый дев”), обитающий в Мазендеране. См. Фирдоуси Шах-наме. Кн. I M., 1964, с. 745.

111 Pишта - заболевание человека, вызываемое одноименным паразитическим червем (Dracunculus medinensis).

112 Саддузи (в принятой сейчас русской транскрипции - садозаи) - род племени попользаев, входящего в состав группы племени дуррани, из садозаев произошла династия, основанная Ахмед-шахом, который возглавил государство Афганистан в 1747 г. Его потомки правили страной до 1818 г., после чего в течение нескольких 10-летий сохраняли власть только над Гератом.

113 Берекзи (в принятой сейчас русской транскрипции - баракзаи) - одно из самых многочисленных племен группы дуррани. Из рода мухаммадзаев племени баракзаев происходит династия, сменившая в XIX в. садозайскую и находившаяся у власти в Афганистане вплоть до республиканского переворота в 1973 г. Династия эта именовалась мухаммадзайской или баракзайской.

114 Палтан (пальтан) - пехотный полк в регулярной армии Афганистана.

115 Дост Мухаммед-хан умер в Герате 9 июня 1863 г.

116 Джагатайский (чагатайский) язык - восточнотюркский литературный язык Средней Азии, получивший как на Востоке, так и в европейской науке условное наименование ”чагатайский” от названия средневекового государства. См. Бартольд В. В. Чагатайская литература - (Сочинения. Т. V M., 1968, с. 606-610. Там же (с. 610) приводится в примечании литература предмета, начинающаяся трудом Вамбери. Vambery H. Cagataische Sprachstudien, enthaltend grammatikalischen Umriss, Chrestomatie und Woеrterbuch der cagataischen Sprache Lpz., 1867.

117 В вечности (лат).

118 Современная Гянджа, город в Азербайджане.

119 На современных картах - Ходжа-Кинти.

120 На современных картах - Калайи-Вали.

121 По-видимому, Маручак.

122 На современных картах Пенде, так было воспринято русскими и утвердилось в терминологии название Пяндждех, означающее ”Пять деревень”.

123 Пишдадиды - легендарная династия, правившая в древнем Иране. Согласно иранской мифологии, первым человеком и первым правителем Ирана был Каюмарс.

124 Дербенд - название горного перевала и ущелья в верховьях p. Мургаб, на пути из Мерва и Серахса в Мешхед.

125 Имеется в виду потомок Тимура Хусейн Байкара, правивший в 1470-1506 гг. Хорасаном.

126 Так на современных картах Вамбери именует эту крепость Кале-Но.

127 На современных картах - Карох.

128 Тимури (правильнее теймури) одно из кочевых племен смешанного происхождения, входившее в состав так называемых чахар-аймаков Афганистана. Кроме теймури в их состав входили также херазе, фирузкухи и теймени.

129 Население Герата и других городов Афганистана называлось по языковому признаку ”парсиван” или ”фарсизабан”, т.е. ”говорящие на персидском языке”. Однако в этническом отношении безоговорочно отождествлять это население с персами неправильно, так как большинство его составляли представители других ираноязычных народов, прежде всего таджики, а также хазарейцы и упомянутые ниже у Вамбери как обитатели Гератской области фирузкухи, таймени и др.

130 Правое плечо вперед! Левое плечо вперед! (англ).

131 Термин ”палтан” употреблен здесь для обозначения регулярной пехоты эмира Дост Мухаммеда, овладевшего Гератом.

132 До взятия Герата эмиром Дост Мухаммедом этим городом правил его зять Султан Ахмед, отказавшийся подчиниться эмиру.

133 Кызылбашами называли персов-шиитов, иногда вообще шиитов. Соображения Вамбери о симпатиях населения к властям шиитской Персии и к англичанам субъективны и не основаны на серьезных и длительных наблюдениях в Гератской области и в Герате, большинство населения которых в описываемое время составляли сунниты. Англичане и ”правление” британского агента Тодда в описании Вамбери явно идеализированы.

134 Т.е. в 1495-1496 гг.

135 Имам Риза Али ар-Риза, потомок Али ибн Абу Талиба, сын Мусы ал-Казима, женившегося на персидской рабыне. Али ар-Риза родился в 765 или 770 г. считался восьмым по счету шиитским имамом из рода Али. В 816 г. он был переселен по указанию халифа ал-Мамуна из Ирака в Хорасан. Али ибн Муса был объявлен наследником (вали 'ахд) ал-Мамуна, на дочери которого он был женат. Однако провозглашение его преемником халифа вызвало в 817 г. мятеж в Багдаде. В результате этого к власти в Халифате пришел Ибрахим ибн ал-Махди из рода Аббасидов. Вслед за этим в 818 г. в селении Нукан, около Туса, умер Али ар-Риза. Молва приписывала его смерть Мамуну, отравившему своего зятя. Али ибн Муса был объявлен мучеником за веру (шахид), его гробница (в Санабаде, возле г. Туса) стала местом паломничества шиитов и одной из их главных святынь. Впоследствии здесь возник город Мешхед. См. описание усыпальницы имама Али ар-Ризы. Ханыков H. Экспедиция в Хорасан. M. 1973 с. 98 и сл.

136 О дворе (сахн) мавзолея см. Бартольд В. В. Сочинения. Т. VII, с. 118.

137 Абу-л-Касим Фирдоуси классик средневековой персидско-таджикской литературы. Родился между 932-941 гг., умер в 1020 или 1026 г. в родном Тусе. Автор всемирно известной поэмы ”Шах-наме”, которую он преподнес в 1010 г. султану Махмуду (998-1030), правителю Газневидского государства, в состав которого входили земли Афганистана, Средней Азии, Ирана. Махмуд Газневи не принял дар Фирдоуси. В ответ на отказ султана принять в дар ”Шах-наме” поэт написал едкую сатиру. Согласно легенде, Махмуд в дальнейшем раскаялся в своем поступке и решил вознаградить Фирдоуси. Однако когда отправленный им караван с дарами для Фирдоуси входил в Туc, из города выходила траурная процессия с гробом умершего поэта. См. Шах-наме T.IM., 1964, с. 9.

138 Имеются в виду сасанидские рельефы, посвященные победе иранцев над римским императором Валерианом.

139 Миру свойственно ошибаться, а потому обманываемся и мы. (лат)

140 Название этого произведения Фарид ад-Дин Аттара переводится обычно как ”Беседа птиц”. Слово ”мантик”, основное значение которого ”логика”, имеет и более редкое, но более подходящее в данном случае значение - ”речь, беседа”.

141 Как поживаете, сэр? (англ)

142 Прекрасно. (англ)

143 Каспийские ворота. (лат) Горный проход из округа Хавар, ”по мнению большинства ученых, тождествен с “Каспийскими воротами" древних, через которые прошел Александр Македонский, когда преследовал Бесса”. (Бартольд В. В. Сочинения. Т. VII, с. 130)

144 Средневековый Рей, древняя Paгa - один из древнейших городов Ирана. См. там же, с. 130 – 134.

145 Верни мне мои легионы. (лат)

146 Вамбери здесь ошибся. Римом правил тогда Октавиан Август.

147 Приведенное Вамбери толкование слова ”туркмен” является лишь одним из существующих объяснений происхождения этого этнического термина, основанных на народных этимологиях. Об этногенезе туркмен и о происхождении их самоназвания см. Агаджанов С.Г. Каррыев А. Росляков А. А. Вопросы этногенеза туркменского народа. (Краткий историографический обзор) Проблемы этногенеза туркменского народа. Аш., 1977, с. 5-29

148 В современном туркменском языке ”тире” может означать и ”род”, и ”племя”, ”таифе” (по-туркменски ”тайпа”) применяется для обозначения племени, слово ”халк” многозначно - ”народ”, ”толпа”, ”люди”, ”население, жители”. См. Туркменско-русский словарь. M., 1968, с. 613, 684.

149 Бульдумфас - по-видимому, искаженное название хивинской крепости Булдумсаз.

150 Здесь и далее названия таифе и мелких подразделений туркменских племен, отнесенных Вамбери к категории тире, передаются в основном в традиционном написании, принятом в отечественной исторической и этнографической литературе, однако в скобках приводится написание, употребленное самим Вамбери. При передаче названий некоторых тире мы исходили из их произношения указанного Вамбери.

151 <… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz