…/span>По-туркменски (и в историко-этнографической литературе) это название пишется и произносится ”ших”. Вамбери говорит здесь об одной из групп шихов, представители которых имелись почти среди всех туркменских племен. Шихи считались одним из так называемых овлядских (святых) племен наряду с племенами ата, сейид и ходжа, возводивших свое происхождение к пророку Мухаммеду. См. Атаев К. К этнографии туркмен-шихов. Труды института истории, археологии и этнографии АН Туркменской ССР. Т. VII Аш., 1963,. Демидов С. И. Туркменские овляды. Аш., 1976.

152 Считают, что эрсари переселились в основном с Мангышлака на среднее течение Аму-Дарьи в конце Х VII - первой половине XVIII в. Наиболее крупными подразделениями племени эрсари были кара (гара), бекаул, улуг-тепе и гюнеш, делившиеся на более мелкие родовые подразделения. См. Винников Я. P. К этнической истории туркменского населения Чарджоуской области. - Проблемы этногенеза туркменского народа. Аш., 1977, с. 109 – 111.

153 В историко-этнографической литературе название этого племени обычно передается как ”алили”, что основано на туркменском произношении. На территории бывшего СССР потомки алили сейчас живут наиболее компактно в Каахкинском районе Туркменистана. См. Атаев К. Хозяйство и материальная культура туркменского населения Атрека в конце XIX начале XX в. Автореф. Канд. Дис. M., 1966.

154 По-туркменски ”салыр”. Приблизительно до конца XVII начала XVIII в. салыры проживали преимущественно в степях Мангышлака, часть их кочевала и в северном Хорасане. Постепенно они заняли многие оазисы нынешнего южного Туркменистана. В XIX в. часть салыров проникла в район среднего течения Амударьи и осела там. См. Джикаев А. Этнографические данные по этногенезу туркмен-салыров. M., 1964,. он же. Очерк этнической истории и формирования населения южного Туркменистана. Аш., 1972.

155 Яйджи (яйчи).

156 По этнографическим данным пухора.

157 Теке в начале XVIII в. переселялись из Прикаспийских степей и района Балханских гор в оазисы прикопетдагской полосы, с середины XIX в. окончательно заселили, вытеснив другие туркменские племена Ахал, Атек, Теджен и Мерв. Теке, по этнографическим данным, состояли из 2 (по некоторым сведениям, из 3) крупных отделов тохтамыш и отамыш, которые, в свою очередь, делились на более мелкие родо-племенные группы. См. Нурмухаммедов К. Из истории формирования туркменского населения Ахала. - Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. № 1 Аш., 1962.

158 Аксефи в туркменском произношении ”аксопы”.

159 Геклены издавна обитали в юго-западной части нынешнего Туркменистана, а также на севере Ирана в Мазендеране и Горгане. О гекленах. См. Овезов Д. M.Население Чандыра и среднего течения Сумбара. Аш., 1976,. Логашова Б. P. Туркмены Ирана. M., 1976.

160 По-видимому, должно быть ”кабасакал”.

161 По данным русских письменных источников, в XIX в. йомуты делились на 3 крупных подразделения джафарбай, ак и атабай, распадавшихся на ряд более мелких групп. См. Васильева Г. П. Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. M, 1969,. Оразов А. Хозяйство и культура населения северо-западной Туркмении в конце XIX - начале XX в. Аш., 1972,. Логашова Б. P. Туркмены Ирана.

162 Ходжа-Нефес (Ходжа-Непес) - туркменский аул (селение) в устье p. Горган, в Иране. См. Бартольд В. В. Историко-географический обзор Ирана. - Сочинения. Т. VII M., 1971, с. 126.

163 По-видимому должно быть ”шереф-чони”. Ср. История Туркменской ССР. Т. I, кн. 2. Аш., 1957, с. 10.

164 Вероятно правильно ”тиведжи” (”тивечи”), как в названии одноименного туркменского племени, о котором см. В.В.Бартольд Сочинения Т.II, ч.1 M., 1963, с.594, 595, 600.

165 Челекен - бывший остров, сейчас полуостров на Каспийском море, в Туркменистане. Здесь издавна добывались нефть, соль, озокерит, минеральная краска. Отсюда, по мнению некоторых ученых, и происходит название Челекен (от перс ”чахар (чар)” - ”четыре” и ”кан” - ”рудник, копь”). Название ”Челекен” носит сейчас расположенный на полуострове город, построенный в местности Аджайиб. См. Атаниязов Г. Толковый словарь географических названий Туркменистана. Аш., 1980, с. 303 (на туркм яз).

166 Должно быть ”машрык”.

167 Гирей.

168 Огурджалы еще со времен средневековья жили на восточном берегу Каспийского моря, к югу от нынешнего Красноводска. Судя по сообщению Вамбери, еще в середине XIX в. огурджалы, хотя он и помещает их в число таифе йомутов, рассматривались в какой-то мере как обособленная от других йомутов группа. Более поздние этнографические сведения показывают, что огурджалы в дальнейшем теснее слились с другими йомутами, так что отныне их безоговорочно включают в состав последних. См. Джикиев А. Туркмены юго-восточного побережья Каспийского моря. Аш., 1961.

169 ”Кер-оглы”- эпическое произведение, распространенное в разных версиях в фольклоре тюркоязычных народов. (у туркмен - ”Гер-оглы”) Махтумкули (литературный псевдоним - Фраги), сын Азади, - поэт XVIII в. классик туркменской литературы. Родился около 1733 г., скончался приблизительно в 1782 г. См. Махтумкули. Сборник статей о жизни и творчестве поэта. Аш., 1960, с. 93 - 108.

170 Пахлаван Махмуд. См. Пугаченкова Г. Термез, Шахрисябз, Хива. M., 1976, с. 157.

171 Здесь, как и в ряде других случаев, Вамбери пользовался термином ”персидское население” в значительно более широком значении (применительно к разным ираноязычным народам), чем этот термин употребляется теперь, ныне его применяют только в отношении собственно персидского населения Ирана. Сарты Хивы были отдельной этнической группой, представлявшей собой тюркизированных потомков древнего населения Хорезма, т.е. хорезмийцев, по-видимому уже в XIII-XIV столетиях утративших свой язык. Краткую характеристику сартов Хивы см. Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в). М., 1958, с.151. Хорезмийский язык принадлежал к иранской группе, относящейся к индоевропейской языковой семье. Исследование памятников хорезмийского языка показа то, что он занимал промежуточное положение между согдийским и осетинским с одной стороны, и парфянским - с другой. См. Бартольд В.В. Сочинения. Т.III M., 1965, с.546, примеч.4 (примеч. В.Лившица), где указаны и основные работы о хорезмийском языке.

172 Предположенное Вамбери объяснение происхождения слова ”паша” от ”баш” (”голова”) более чем сомнительно. Уже в словарях времени Вамбери слово ”паша” гораздо вернее объяснялось как сокращение от персидского ”падишах”. См. например, Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. I Спб. 1869, с. 309.

173 Танаб - мера длины, широко употреблявшаяся в Средней Азии. Размеры танаба колебались в зависимости от времени и местности. В Хиве в середине XIX в. танаб был равен примерно 900 кв. саженей (4097, 025 кв. м). См. Давидович Е. А. Материалы по метрологии., с. 125.

174 Вамбери не дает перевода термина ”урф”, означающего обычное право (сохраняющееся наряду с шариатом). Решение по ”урфу” не адекватно решению губернатора ”по своему усмотрению”, ибо последний должен был при этом считаться с нормами обычного права.

175 О термине ”арна” см. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. II XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. Труды Института востоковедения VII. Источники по истории народов СССР. M-Л. 1938, с.580. О терминах ”арна” и ”яб” см. Бартогьд В. В. Сочинения Т. III M., 1965, с. 118, 552.

176 Это объяснение спорно.

177 ”Макари” или ”Макария”- широко известное на Востоке наименование Нижегородской ярмарки, которое могло распространяться и на сам Нижний Новгород. В середине XVII в. у Макарьева монастыря на Волге, в 88 км от Нижнего Новгорода, возникла Макарьевская ярмарка. Она была одной из крупнейших ярмарок в России, играла важную роль в торговле с Востоком и привлекала купцов из Средней Азии и других восточных стран. Торг на ней производился ежегодно в июле. После пожара 1816 г. ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, но среди восточных купцов и в литературе Средней Азии и Ирана за Нижегородской ярмаркой сохранилось привычное название ”Макария”.

178 Перкаль - тонкая плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

179 По поводу этого знакомства см. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. II XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. M.-Л. 1938, с. 23. примеч. 4.

180 По справочнику Стэнли Лэн-Пуля, правителем Хивы в это время был Абулгаэи III, дата прихода которого к власти указана приблизительно – ок. 1770 г. а начало правления сменившего его у кормила правления Ильтузер-хана - 1219 г. х.04 г.] См. Лэн-Пуль Cm. Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. Пер. с англ. с примеч. и дополнениями. В. В. Бартольда СПб. 1899, с. 236.

181 Даты правления Ильтузер-хана по Лэн-Пулю (с.236)-1804-1806 гг., по Цамбауру [Zambaur Е. Manuel de genealogie et de chronologie pour l'histoire de l'Islam Hanovre, 1927, с. 275) -1219/1804-1221/1806 гг.

182 По Лэн-Пулю (с.236) и Цамбауру (с. 275), правил в 1221/1806 1241/ 1825 гг.

183 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Алла Кули правил в 1241/1825-1258/1842 гг.

184 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Рахим Кули правил в 1258/1842-1261/1845 гг.

185 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Мухаммед Эмин правил в 1261/1845-1271/1855 гг.

186 По Лэн-Пулю, Абдулла-хан правил в 1271/1855 г.

187 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Кутлуг Мурад правил в 1271/1855-1856 гг.

188 По Лэн-Пулю, Сейид Мухаммед-хан правил в 1272/1856-1282/1865 гг.

189 Когда двое дерутся, 3-й радуется. (лат)

190 По Лэн-Пулю, Сейид Мухаммед Рахим-хан правил в 1282/1865-1290/1873 гг.

191 Эта знаменитая мечеть, одна из самых старых в Бухаре, носит название Магаки-аттари. Советский археолог В.А.Шишкин в результате работ, проведенных в 1934-1935 гг. установил, что эта мечеть является памятником XII в. в своих древнейших частях, что она была построена на поверхности земли и что только с течением столетий превратилась в ”подземную”. (см. Шишкин В.А. Мечеть Магаки-аттари в Бухаре. -Труды института истории и археологии АН УзбССР. Материалы по археологии Узбекистана. Т. I Таш., 1948, с. 20) Однако возможно, что она была построена на месте более древней мечети. 2 мечети с углубленным в землю зимним помещением, именуемые ”магок” (букв. ”яма”, ”углубленное место”), существовали в Самарканде. (см. Писарчик А. К. Народная архитектура Самарканда XIX-XX в. (По материалам 1938-1941 гг) Душ., 1974, с. 52 – 54.

192 Около 80 бухарских медресе, имевших собственные названия (кроме медресе без названий, в том числе келий при квартальных мечетях), отмечены в топографическом указателе к книге Сухарева О. А. Квартальная община позднефеодальнего города Бухары (в связи с историей кварталов). M., 1976, с. 353, 354. Сведения о бухарских медресе, упомянутых Вамбери, см. там же, с. 103, 104, 151, 174, 183.

193 Было сделано много других попыток объяснить происхождение этнического термина ”киргиз”. По этому вопросу существует обширная литература. См.Бартольд В. В. Сочинения Т. II, ч. 1 Библиография. M., 1963.

194 О чинах в Бухарском ханстве наиболее подробные и достоверные сведения содержатся в трудах А.А.Семенова, который в течение нескольких 10-летий занимался изучением центрального административного управления в Бухарском ханстве позднейшего времени и опубликовал на эту тему несколько работ. См.:Литвинский Б.А., Акрамов Н.М. Александр Александрович Семенов (Научно-библиографический очерк). М., 1971, с. 127 и библиографию (№ 161 и 190).

195 Вероятно, имеется в виду Таваккуль.

196 Кокандское ханство в годы наибольшего расширения его пределов действительно занимало очень большую территорию, прежде всего за счет завоеванных областей нынешних Казахстана и Кыргызстана. Центром же хозяйственной и политической жизни Кокандского государства была Ферганская долина площадью около 23 тыс. кв. км., расположенная в восточной части бассейна Сырдарьи. Ферганская долина издавна была одной из самых густонаселенных областей Средней Азии и обладала развитым земледелием.

197 Оседлые и полуоседлые узбеки и близкие к ним кипчаки и другие тюркские племена и народности, постепенно сливавшиеся с узбеками и входившие в их состав, представляли собой основную часть населения Ферганской долины. Окружавшие эту долину горы населяли главным образом киргизы. Многочисленны были и таджики, жившие как в горных местностях, так и в селениях и городах Ферганской долины.

198 Дешти Кипчак - название степной полосы от Иртыша до Урала и Волги. Степи между Волгой и Доном в русских летописях именуются Половецким полем. Название Дешти Кипчак распространялось и на степи к югу от Каспийского и Аральского морей: от Мангышлака до Атрека и Горгана.

199 Следует учитывать, что попытки Вамбери сравнивать площади упомянутых им городов были сделаны на основе поверхностных личных впечатлений, а размеры Коканда он мог оценивать только по расспросным сведениям, так как в нем не побывал.

200 В отношении истории среднеазиатских ханств в новое время суждение Вамбери неверно, хотя, конечно Ферганская долина и расположенные в ней города имеют большое и славное прошлое и были известны в средние века и даже в древности. Однако современное Вамбери Кокандское государство возникло и обрело самостоятельность лишь в XVIII в тогда как Бухарское и Хивинское ханства имеют гораздо более давнюю историю. Только во 2 половине XVIII в. Кокандское государство начинает играть крупную роль в политической жизни Средней Азии наряду с Бухарой и Хивой. Ханством Кокандское государство стало именоваться лишь с конца XVIII-начала XIX в.

201 ”Находящийся по ту сторону Согдианы город Тарада, и в отдаленнейших их границах Александрия, основанная Александром Великим” (лат).

202 ”Граница всех их проходит от той части земель, включая реку Яксарт, которую скифы называют Силин” (лат).

203 Род из узбекского племени минг, к которому принадлежала правившая в Кокандском ханстве династия, пришел к власти в Фергане уже к 20-м годам XVIII в., т.е. за 140 лет до путешествия Вамбери в Среднюю Азию, а не за 80 лет, как он считал.

204 Вамбери некритически передает доходившие до него преувеличенные слухи о победах кокандцев над русскими. На самом деле происходили (с переменным успехом) лишь мелкие пограничные стычки, а когда в 60-х годах начались более крупные вооруженные столкновения, они ознаменовались поражениями кокандцев.

205 Титул ”велинаме” в Средней Азии применялся к правителям независимых областей и государств. Этим титулом называли, в частности, и правителя Шахрисябзского бекства, о котором говорит Вамбери, а также правителя Коканда. См.: А.А.Семенов Очерк устройства центрального административного управления Бухарского ханства позднейшего времени.-Труды института истории, археологии и этнографии АН Тадж. ССР. Т.XXV. 1954, с.4; В.В.Бартольд Сочинения. Т.III. M., 1965, с.463. Приведенный Вамбери термин ”велинаме” (в передаче других авторов - ”валлиами”, ”вальями”, ”ваннами”) происходит от арабского ”вали ан-ни'ами”, ”вали ан-ни'ам” с буквальным значением ”благодетель”, ”благотворитель”. О термине см.: Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т.II. СПб., 1871, с.288, 308; Назаров Филипп. Записки о некоторых народах и землях средней части Азии. Изд. 2-е. М-, 1968, с.67, 68.

206 Об Алимкуле см.: Бартольд В. В. Сочинения. Т. II, ч. 2. M., 1964, с. 342-347, 353-357.

207 Этот султан известен в Европе под именем Сулеймана Великолепного.

208 Дунгане - наиболее многочисленная группа китайской народности хуэй (хуэйцзу), по религии - мусульмане. Говорят на северном диалекте китайского языка со многими заимствованиями из арабского и персидского языков. В Кыргызстане и Казахстане живут среднеазиатские дунгане (общая численность по переписи 1970 г. - 39 тыс. человек). Среднеазиатские дунгане - потомки беженцев из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, переселившихся сюда к 80-м годам XIX в. после подавления дунганского восстания 1862-1877 гг. в Китае.

209 Якуб-бек (1820-1877), по происхождению таджик, родом из Пскента (в Кокандском ханстве), в 1865 г. был послан в Кашгар военным советником Бузрук-ходжи (ставленника кокандского хана), который возглавил силы повстанцев в районе Кашгара после народного восстания 1864 г. против маньчжуро-китайского господства. Захватив власть в Кашгаре, Якуб-бек начал завоевание других городов Восточного Туркестана и в 1867 г. провозгласил создание самостоятельного государства Джетышаар. Был правителем этого государства до конца своей жизни. После смерти Якуб-бека Цинский Китай, воспользовавшись внутренними неурядицами в государстве Джетышаар, уничтожил его (1878 г).

210 Фауст - старинная мера длины для лошадей. В Австрии 1 фауст был равен 10, 537 см.

211 Инвеституру среднеазиатские владетели от халифов действительно получали, но в средние века еще не было ”трех туркестанских ханств” (т.е. Бухарского, Хивинского и Кокандского), наличием которых характеризуется обстановка, сложившаяся только к концу XVIII - началу XIX в.

212 Myндшенк - виночерпий.

213 Шталькнехт - конюший.

214 Сапожник [судит] не выше сапога (лат).

215 Имеется в виду поручик И.В.Виткевич (Ян Виткевич, по происхождению поляк), совершивший в 1837 - начале 1838 г. поездку в Афганистан. Поездка была предпринята по просьбе афганского эмира Дост Мухаммеда, который искал поддержки у России с целью противостоять нажиму английской Ост-Индской компании, угрожавшей независимости Афганистана.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz