ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Водные ресурсы


Водные ресурсы. Проблема водных ресурсов обусловлена возрастающим воздействием хозяйственной деятельности человека на водные объекты в бассейнах крупных рек – Амударьи, Мургаба, Теджена, Этрека и на территории формирования линз пресных подземных вод. Сельское хозяйство Туркменистана, ориентированное на выращивание хлопчатника, требует использования большого количества минеральных удобрений пестицидов. В условиях недостаточной протяженности коллекторно-дренажной сети это может привести к накоплению вредных веществ в почве и растениях, а остаточные загрязнения мигрируют в воду и воздух. Наиболее острыми проблемами водных ресурсов является их дефицит и загрязнение. Орошаемое земледелие – основной водопотребитель страны (почти 94% общего объема), на долю остальных потребителей приходится менее 7%. Из-за ограниченности водных ресурсов с середины 80-х годов ХХ ежегодно сокращается водопотребление на душу населения. При постоянном водозаборе из источников орошения 25-26 млрд. м3/год с 1996 г. по 2000 г. водопотребление снизилось на 19% и составило 3246 м3. при сложившихся темпах прироста населения и отсутствии возможности увеличить объем использования пресных поверхностных вод к 2010 г. этот показатель может снизиться до 2134 м3. Основными причинами дефицита ирригационной воды следует считать маловодье и нерешенность проблемы использования водных ресурсов Амударьи странами Центральной Азии, приведшее к экологическому кризису в бассейне Аральского моря. Массового загрязнения пресных подземных вод в стране не отмечено, однако такая угроза существует в некоторых велаятах, т.к. велико влияние факторов риска, определяемых неглубоким залеганием вод, малыми величинами экранирующих прослоев в зоне аэрации. Воды подпесчаных линз считаются защищенными, т.к. залегают на большой глубине. Дефицит питьевой воды в Туркменском Приаралье обусловлен повышенным уровнем загрязнения поверхностных вод и малой мощностью подканальных линз пресных подземных вод.

 

 

 

Воздух


Воздух. Загрязнение воздуха определяется уровнем естественных и антропогенных воздействий. Высокая температура и значительный дефицит влажности воздуха, быстрое просыхание верхнего слоя почвы и большая скорость ветра способствуют запыленности атмосферы на всей территории Туркменистана. Поэтому среди загрязняющих воздух веществ по массе преобладает пыль природного характера. Основными отраслями промышленного производства Туркменистана, вносящими наибольший «вклад» в общее загрязнение воздуха, являются нефтеперерабатывающая, нефтегазодобывающая, химическая промышленность, энергетика, промышленность строительных материалов, машиностроительная. Территориально-отраслевое размещение 2250 предприятий неравномерно: нефтедобыча ведется в западной части страны, нефтепереработка – на крайнем западе и востоке, газодобыча в песчаной пустыне (юг, северо-восток и запад), химическая промышленность и производство минеральных удобрений сосредоточено на западе, востоке и в центре. Выбросы от нефтедобывающих предприятий в разные годы составляли 75-95% всего объема выброса загрязняющих веществ по стране. Однако, обширность территории, невысока плотность населения, рассредоточенность по территории крупных промышленных объектов, а также удаленность нефтегазодобывающих предприятий от населенных пунктов существенно снижают степень воздействия выбросов загрязняющих веществ на здоровье населения.

 

 

Земельные ресурсы


Земельные ресурсы. Общая площадь земель Туркменистана – 49,1 млн.га. Сельскохозяйственные угодья составляют 39,97 млн.га, из них около 40 млн.га - пастбища, 1,7 – пашня млн.га , остальная часть - многолетние насаждения и прочие. Эффективность использования земельного фонда обусловлена особенностями природно-мелиоративных и ирригационно-хозяйственных условий отдельных регионов. В настоящее время 2/3 орошаемых земель нуждаются в улучшении мелиоративного состояния. Основной причиной деградации орошаемых земель является вторичное засоление. Засоление чаще всего формируется на слабодренированных орошаемых землях с уровнем залегания грунтовых вод 2-3 м и сезонной амплитудой колебания 0,8-1,0 м. Около 38% территории в зоне орошения находится в условиях близкого залегания грунтовых вод. Важной экологической проблемой страны является дефляция и эрозия почв. На отдельных массивах пустынно-песчаных пастбищ происходит деградация растительного покрова, снижается продуктивность земель, обедняется видовой состав растительных сообществ. 50,5% пустынных пастбищ подвержены слабой ветровой эрозии, 45,0% - умеренной и 4,5% - сильной. В районах промышленно-транспортного освоения пустынь происходят процессы дефляции песчаных почв, что требует проведения работ по закреплению песков. Осуществление мероприятий, разработанных на основе анализа выявленных экологических проблем, позволит предотвратить деградацию природных компонентов, а в случае нарушения – реабилитировать и оптимизировать охрану земельных ресурсов.

 

 

Биологическое разнообразие

Биологическое разнообразие. В Туркменистане зарегистрировано 12683 вида животных и 7064 – растений. Привлечению внимания специалистов и широкого круга общественности к проблеме сохранения биоразнообразия во многом способствует издание Красной книги страны. Поэтому в 1999 г., согласно постановлению Президента страны, опубликована Красная книга Туркменистана (2-е изд.). Во 2-е издание Красной книги внесены 152 вида животных, из них 107 – позвоночные, что составляет 15,9% от их общего количества в Туркменистане, и 109 видов растений, в том числе 101 – высшие (3,4%). Состояние сосудистых растений во флоре Туркменистана более благополучно, чем в мировой флоре. Из 3000 сосудистых растений 3,3% внесены во 20-е издание Красной книги. 73 вида позвоночных животных и 25 высших растений, внесенных в 1- и 2е- издания Красной книги Туркменистана, были представлены в Красной книге МСОП, что свидетельствует о сокращении их численности в пределах всего ареала. В настоящее время в Туркменистане действуют 8 заповедников и 13 заказников общей площадью 1975 тыс.га, что составляет 4% от территории страны. Также реализуется ряд проектов, имеющих целью сохранение различных представителей флоры и фауны. Наиболее важные из них:

  • Сохранение и восстановление численности благородного оленя в Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане и Казахстане (с 1998 г.);
  • Изучение биологии и охрана находящихся под угрозой исчезновения осетровых рыб в Центральной Азии (с 1998 г.);
  • Охрана леопарда в Туркменистане (с 1999 г.)
  • Кулан (с 2001 г.).

 

Туркменское Приаралье


Туркменское Приаралье. Территория Туркменского Приаралья расположена в северной части страны и занимает площадь более 90 тыс.км2. Это зона рискованного земледелия, орошаемая водами Амударьи. Возрастающее антропогенное воздействие на природную среду, ставшее следствием высыхания Аральского моря, а также, как составляющая этого воздействия, - значительная техногенная нагрузка на среду (сброс в Амударью коллекторно-дренажных вод с территорий Узбекистана и Туркменистана, использование ядохимикатов, минеральных удобрений) привели к формированию в Приаралье зоны экологического бедствия. Негативным изменениям подверглись все компоненты природной среды. К настоящему времени в разной степени засолено до 90-95% земель орошаемой зоны Туркменского Приаралья. Экологическое бедствие, произошедшее на Арале, по своим масштабам и последствиям сопоставимо с крупнейшими мировыми катастрофами.

 

 

 

Нефтегазовый комплекс и энергетика (НГКиЭ)


Нефтегазовый комплекс и энергетика (НГКиЭ). Объекты НГКиЭ сконцентрированы преимущественно в западных и восточных районах страны. Они представлены нефтяными и газовыми промыслами, буровыми, газо- и нефтепроводами, нефтеперерабатывающими заводами, нефтебазами и др. рост добычи углеводородов со второй половины 90-х годов ХХ в. повлек за собой интенсификацию всего производства. Особую тревогу вызывает промысел на сернистых газовых месторождениях Восточного Туркменистана, где при добыче вместе с углеводородным газом в окружающую среду выбрасывается высокотоксичный сернистый ангидрит, а в случае недожигания на факеле – и сероводород. Выбросами предприятий НГКиЭ загрязняются также воды Каспийского моря.

 

 

 

 

Памятники природы и культуры


Памятники природы и культуры. Туркменистан богат памятниками природы и культуры. В стране взято на учет 1299 археологических объекта. Из них 245 имеют категорию «Памятник государственного значения». В список памятников природы занесено 245 объектов, подлежащих охране, из них 17 имеют государственный статус. Наиболее древние природные памятники – Трехпалые следы динозавров (140 млн.лет назад), Следы верблюдов, газелей, баранов, хищников и птиц (2,5 млн.лет назад). Официально зарегистрировано 1299 памятников истории и культуры. Однако многие из них требуют срочной реставрации. Для памятников, расположенных в горных районах, наибольшую угрозу представляет ветровая и водная эрозия, а те, что находятся на предгорных равнинах, подвергаются воздействию антропогенных факторов. В зоне влияния крупных рек памятники разрушаются в результате поднятия грунтовых вод, вторичного засоления почв в древних оазисах. Высыхание Арала, крайне осложнив экологическую ситуацию на севере страны, повлияло и на сохранность многих памятников. Постепенное разрушение усугубляется также и неорганизованным туризмом.

 

 

Перечень Международных Экологических Соглашений и Конвенций, подписанных или ратифицированных в Республике Туркменистан


Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Туркменистан, войдя в международное сообщество как независимое, нейтральное и суверенное государство, заявил о своей приверженности к международным соглашениям об охране окружающей среды.

Наша страна в числе первых присоединилась к природоохранным конвенциям ООН, являющимся в глобальном масштабе гарантом сохранения окружающей среды, предупреждения экологических катастроф. В их числе: Рамочная конвенция об изменении климата, Конвенция о биоразнообразии, Венская конвенция и Монреальский протокол о сохранении озонового слоя, Конвенция по борьбе с опустыниванием, Баsельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Поддерживая их, Туркменистан стремится в полной мере выполнять принятые по ним решения и обязательства.

Для успешной реализации решений важнейших международных природоохранных форумов Постановлением Президента Туркменистана OT 1 Новруз/марта 1999 г создана межведомственная Государственная комиссия пo обеспечению выполнения обязательств Туркменистана, вытекающих из конвенций и программ ООН по окружающей среде. В структуре комиссии 9 рабочих групп и секретариат. Каждая из групп занимается определенной конвенцией или программой ООН. Госкомиссия является единственным на национальном уровне межсекторальным органом no координации, управлению, распространению информации и контролю за выполнением обязательств страны, вытекающих из этих документов.

В целях информированности населения страны о реализации международных конвенций и программ, а также о конкретной работе Госкомиссии в этом направлении изданы популярные брошюры на туркменском, русском и английском языках.

В Туркменистане проводится активная работа по выполнению принятых им международных обязательств, вытекающих из следующих конвенций:

1. Рамочная конвенция ООН об изменении климата ратифицирована Туркменистаном в 1995 г. Страны, ратифицировавшие её, разрабатывают меры по "смягчению" последствий изменения климата в двух главных направлениях:

  • сокращение эмиссии парниковых газов (ПГ) в тех секторах экономики, которые непосредственно влияют на климат (энергетика, промышленность, транспорт, коммунально-бытовой сектор, сельское хозяйство и др.);
  • адаптация к изменению окружающей природной среды отдельных компонентов эко-систем и отраслей экономики, наиболее остро реагирующих на климатические показатели (сельское и водное хозяйство).


В рамках этого соглашения при техническом содействии и финансовой поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Глобального экологического фонда (ГЭФ) рабочая группа Госкомиссии провела инвентаризацию ПГ (1994 г.). На ее основе и по результатам других исследований, проведённых в 1995-2001 гг., был подготовлен материал для публикации первого национального сообщения по Рамочной конвенции об изменении климата (на русском и английском языках).

В ближайшее время основные усилия в решении вопроса о снижении выбросов ПГ в атмосферу будут сосредоточены на работе энергетического сектора. Осуществляемая в стране модернизация энергетических мощностей, внедрение новых технологий, децентрализация теплоснабжения городов и строительство индивидуальных котельных с полным переводом их на газовое топливо будут способствовать улучшению экологической обстановки.

Успешное выполнение работ по "смягчению" последствий изменения климата во многом определяется уменьшением выбросов ПГ, усилением контроля за этим процессом. В соответствии с Программой Глобальной системы наблюдения за климатом (ГСНК) и ст.5 Рамочной конвенции об изменении климата, отбор технологий для этого будет осуществляться на основе результатов постоянных метеорологических и гидрологических наблюдений. Эта работа требует выявления приоритетных потребностей в материально-технических ресурсах, оборудовании, приборах, всего того, с чем связана организация систематического наблюдения за климатом.

Снижению эмиссии СО2 в атмосферу во многом способствует создание новых и расширение уже существующих лесных массивов, восстановление многолетней травянистой и кустарниковой растительности на землях, подверженных деградации. Учитывая это, в Туркменистане проводится активная работа в этом направлении. Ярким примером ее является создание так называемых "зеленых поясов" вокруг городов и населенных пунктов Туркменистана,массовое озеленение предгорной зоны Копетдага,закрепление и облесение песков.

Одной из мер, направленных на "смягчение" последствий изменения климата в Туркменистане, является строительство Туркменского озера в северо-западной части Караку¬мов, куда предполагается направить дренажные воды с орошаемых полей страны.
Разработка мер по адаптации экосистем к изменению климата требует изучения и оценки состояния водных ресурсов всего региона и некоторых приграничных с Туркменистаном стран. Вместе с тем для решения этих вопросов необходимо содействие таких международных организаций, как ВМО, ЮНЕП, ПРООН и др.

2. Конвенция по борьбе с опустыниванием ратифицирована Туркменистаном в Огуз/июне 1996 г. В рамках этой конвенции в стране подготовлена (1996 г.) Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием (НПДБО)

Реализация решений указанной конвенции Туркменистаном осуществляется при активном участии Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ/GEOPLAN), Секретариата Конвенции по борьбе с опустыниванием, Всемирного банка, TACIS и других международных организаций. Национальный институт пустынь, растительного и животного мира Министерства охраны природы Туркменистана в содружестве с GTZ/GEOPLAN осуществляет целевые проекты, в частности "Участие местного населения в управлении природными ресурсами в трех биогеографических областях Туркменистана". Работа в этом направлении с 1998 г. проводится в Сакарчагинском, Героглынском и Бахарденском этрапах. Причем, планирование природоохранных мероприятий осуществляется "снизу-вверх", то есть жители конкретного населённого пункта имеют возможность участвовать в планировании и осуществлении мер по борьбе с опустыниванием. Активное участие в этой работе принимают органы местного самоуправления - Генгеши.

С 1999 г. ведутся работы по проекту ПРООН/ЮНСО "Реализация НПДБО в Туркменистане". В целях повышения экологического образования местного населения совместно с GTZ/GEOPLAN были проведены семинары, изданы календари и плакаты по НПДБО.
В конце 2000 г. подготовлен Национальный доклад о реализации Конвенции no борьбе с опустыниванием (на английском и русском языках), который был представлен на IV Конференции сторон в Бонне (Германия).

3. К Конвенции о биологическом разнообразии Туркменистан присоединился в Огуз/июне 1996 г. В рамках её реализации в 1999 г. в Ашхабаде проведены Международный семинар по сохранению биоразнообразия Центральной Азии, Национальный семинар лесоводов Туркменистана, Совещание no научной работе в заповедниках. В числе других мероприятий - 2-е издание Красной книги Туркменистана.

Одним из требований этой конвенции является разработка стратегии и плана действий no сохранению и рациональному использованию биоразнообразия. Работа в этом направлении в Туркменистане ведется в рамках сети особо охраняемых территорий (8 заповедников, 13 заказников) при сотрудничестве с международными организациями: ПРООН (ЮНДП), Программа ООН no окружающей среде (ЮНЕП), ГЭФ, WWF/ВВФ, TACIS, Всемирный банк. Наиболее значимая часть стратегии - раздел "Биоразнообразие", разработан в рамках уже действующей международной Каспийской экологической программы. Министерством охраны природы совместно с ПРООН и ГЭФ подготовлены и опубликованы обзор "Состояние биоразнообразия Туркменистана" и "Стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия".

На базе Бадхызского, Сюнт-Хасардагского, Амударьинского государственных заповедников Министерство охраны природы совместно с WWF/ВВФ реализует проекты по сохранению кулана, леопарда и благородного оленя. Предполагается создание охраняемой территории в северо-западной части страны (Большой Балхан)
Предусматриваются меры no дальнейшему совершенствованию законодательной, нормативно-правовой базы для регулирования природоохранной деятельности в этой сфере. Внесены предложения по совершенствованию закона "О государственнык особо окраняемых природных территорияк": предлагается ввести в оборот понятия "национальный парк" и "биосферный резерват". Это, в свою очередь, потребует разработки и утверждения соответствующих типовых положений, предусматривающих взаимодействие охраняемых зон с прилегающими территориями, разработку подходов и ограничений к определенным видам деятельности на период миграции животных и т.п.
Учитывая важность мероприятий по реинтродукции видов животных и растений, популяции которых исчезли или сильно сократились за последние 70 лет (мандрагора, джейран, леопард и др.), а также их научное и хозяйственное значение, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы no этим проблемам. Виды, внесенные в Красную книгу Туркменистана, защищены законами страны, таможенными правилами, другими нормативными документами, однако их значение столь велико, что вызывает необходимость разработки специальных законодательных мер no восстановлению их численности.

4. Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, бьли ратифицированы Туркменистаном в Санджар/ноябре 1993 г Ратифицировав эти документы, страна взяла на себя ряд обязательств, в рамках которых была разработана Национальная программа по выведению из использования озоноразрушающих веществ (ОРВ). Цель ее - сократить потребление ОРВ в стране. Вопросы регулирования использования ОРВ и предотвращения вредных воздействий нa озоновый слой в Туркменистане закреплены законами "Об охране атмосферного воздуха" (1996 г.), "Об охране природы" (1991 г.), "О государственной экологической экспертизе" (1995 г.).

Туркменистан нe производит и нe экспортирует ОРВ и оборудование, содержащее их. При борьбе с возгораниями, а также пожарами на нефтяных и газовых скважинах применяются методы, исключающие использование ОРВ. С 1994 г. в стране полностью прекращено применение аэрозолей на основе Фреона-11. Поступление ОРВ в Туркменистан происходит за счет импорта, и основными его потребителями являются легкая и пищевая промышленность, предприятия бытового обслуживания и торговли, частный сектор. В настоящее время в стране принимаются меры по постепенному выводу этих веществ из употребления. Так, в промышленности, главным образом пищевой, стали использоваться аммиачные холодильные установки, в сельском хозяйстве ранее применяемый метилбромид практически везде заменили фосфотоксином.
Реализация разработанной в Туркменистане Национальной программы по выведению из использования озоноразрушающих веществ, включая работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, лицензированию, контролю, взаимодействию с международными организациями и общественностью, подготовке и переподготовке специалистов, позволит значительно повысить эффективность действий по ограничению использования ОРВ.

В настоящее время в рамках этой программы разрабатывается пакет документов по вопросам лицензирования импорта/экспорта ОРВ. Планируется введение специального сертификата на осуществление работ, связанных с обслуживанием и ремонтом холодильного оборудования. Проведена серия обучающих семинаров для технического персонала, инструкторов, занятых в этой сфере. Предусматривается проведение семинаров для работников Государственной таможни с целью ик обучения качественному проведению досмотра хладагентов при импорте/экспорте. Будет продолжен консультативный, информационный обмен опытом со специалистами зарубежных стран.
Реализация всего комплекса мероприятий Национальной программы по выведению из употребления озоноразрушающих веществ позволит в ближайшем будущем сократить, а затем и полностью исключить их использование.

5. Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением Туркменистан ратифицировал в Огуз/июне 1996 г. В рамках обязательств, вытекающих из конвенции, предпринят ряд конкретных действий по устранению негативного влияния опасных и других отходов на окружающую среду. В их числе: утверждение перечня опасных отходов; осуществление государственного контроля за ик перевозкой на железнодорожном и автомобильном транспорте; разработка Положения о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; проведение консультаций с представителями предприятий химической промышленности по вторичному использованию (переработке) отходов.

6. Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, ратифицирована Туркменистаном в Гурбансолтан/апреле 1999 г.
В Ашхабаде в Махтумкули/мае 2000 г. секретариатом конвенции был проведен региональный семинар для Центральноазиатских стран. По его рекомендации, Министерство охраны природы Туркменистана и ОБСЕ в 2000-2001 гг. провели серию семинаров в велаятах страны с участием государственных, общественных организаций, где были обсуждены цели, задачи и пути реализации взятых Туркменистаном обязательств по этой конвенции. В настоящее время идет поиск потенциальных партнеров для продолжения работы по выполнению требований соответствующих положений конвенции.

Министерство охраны природы Туркменистана при поддержке ПРООН (ЮНДП), Все¬мирного банка, ГЭФ, ЮНЕП, TACIS, WWF/ВВФ и др. международнык организаций выполняет несколько программ и проектов по защите окружающей среды. В рамках этих программ выполнены несколько важных пилотных проектов. В их числе: 2-е издание Красной книги Туркменистана (1999), публикация Национального доклада "Состояние окружающей среды Туркменистана", календарей; проведение на местах с различными государственными и общественными организациями совместных природоохранных мероприятий, национальных конференций; присуждение малых грантов десяткам общественных экологических организаций страны.

Следует отметить, что главным компонентом указанных программ и проектов стала разработка Национального плана действий Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши по охране окружающей среды (НПДООС).

В рамках проекта «Потенциал-21» Министерством охраны природы при поддержке ПРООН и Посольства Великобритании подготовлен Национальный обзор "Устойчивое развитие Туркменистана, Рио+10», где впервые дается анализ факторов и предпосылок устойчивого сохранения окружающей среды и развития экономики и социальной жизни Туркменского государства.

На локальном уровне в рамках проекта "Потенциал-21" в Лебапском, Дашогузском и Балканском велаятах предполагается реализация пилотных проектов по приоритетным проблемам устойчивого развития.

Каспийская экологическая программа (КЭП), реализуемая Министерством охраны природы при поддержке ПРООН, ГЭФ, ЮНЕП, Всемирного банка, TACIS, направлена на предотвращение негативных для окружающей среды процессов в зоне Каспийского моря, создание здесь условий для устойчивого развития. В рамках КЭП во всех Прикаспийских странах были учреждены каспийские региональные тематические центры (КРТЦ). В Туркменистане функционируют КРТЦ по борьбе с опустыниванием (на базе НИПР)KМ) и КРТЦ "Устойчивое развитие и здоровье населения" (на базе Министерства здравоохранения и медицинской промышленности). По результатам выполнения Каспийским региональным центром по борьбе с опустыниванием первого этапа работ были определены закономерности возникновения и развития процессов опустынивания в регионе Каспийского моря, их пространственно-временное распределение, общие тенденции развития. Разработана методика использования результатов космической съемки для оперативной оценки и картографирования экологической ситуации в регионе Каспийского моря. Она основана на автоматизированной обработке космических снимков с применением ГИС-технологии. Использование этой методики позволило получить достоверную и оператив¬ную информацию о процессах опустынивания. Подготовлены предложения по борьбе с опустыниванием для Прикаспийского региона.

Источник:
Национальный План Действий Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши по Охране Окружающей Среды

материал сайта: CARNET

Новости

11 ноября 2010

не типично тёплая погода установилась на територии Туркменистана

   Не типично тёплая погода установилась на територии Туркменистана и согласно прогнозу синоптиков так…

12 ноября 2010

в Берлине прошла конференция, где также затрагивались темы экологического состояния туркменского побережья Каспийского моря

С 8 по 12 ноября в Берлине (ФРГ), проходила конференция посвященная Туркмении, организаторами которой выступил…

16 ноября 2010

в выходные в Ашхабаде не много похоладает

В выходные этой недели, дневная температура воздуха в Ашхабаде не много понизится и составит +17...+19 градусов т…

17 ноября 2010

Россия может помочь государствам Средней Азии вернуть туранского тигра

Россия может помочь среднеазиатским государствам и Ирану в возвращении туранского тигра в дикую природу, за…

21 ноября 2010

Туркменистан последовательно выступает за консолидацию усилий в сфере охраны окружающей среды и рационального природоиспользования

Каспий: дивиденды экологического благополучия Бескрайни морские просторы, бесконечны песчаные пляжи, где да…

09 декабря 2010

ЕЭК ООН провело семинар по управлению водными ресурсами в Туркменистане

  В Ашхабаде прошел двухдневный национальный семинар, посвященный вопросам интегрированного управления в…

14 декабря 2010

В Туркменистане, из-за аномально тёплой погоды зацвели ирисы и розы

В Туркмении в декабре зацвели ирисы и розы Те, кто любит зимой перебраться куда-нибудь, где потеплее, могут вы…

19 декабря 2010

В 2010 году в Туркменистане высажено три миллиона саженцов

    В первых числах декабря в Туркменистане завершился осенний сезон озеленения 2010 года, старт которому …

19 декабря 2010

Прикаспийский бассейн в сфере внимания экологов

        Полуостров Челекен геологи часто сравнивают с глубоким сосудом, который перевернули вверх дн…

НОВОСТИ ПОРТАЛА

Будьте в курсе обновлений сайта!

подписаться на рассылку новостей

НОВОСТИ ТУРКМЕНИСТАНА

Главные события страны.

WWF Russia. Locations of visitors to this page

copyright © nature-tm.narod.ru 2010 - 2011

Природа и география Туркменистана

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz