ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА "ПРИРОДА И ГЕОГРАФИЯ ТУРКМЕНИСТАНА"
КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА О социальном обеспечении
Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы социального обеспечения в Туркменистане, гарантирует пенсионное обеспечение, обеспечение государственными пособиями лиц, имеющих право на пенсию и государственное пособие, устанавливает порядок и условия пенсионного страхования, назначения, исчисления и выплаты пенсий и государственных пособий.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Социальное обеспечение
Социальное обеспечение в Туркменистане представляет собой государственную систему материального обеспечения и социального обслуживания нетрудоспособных граждан, инвалидов, семей с детьми и других лиц, осуществляемую посредством выплат в виде пенсий, государственных пособий и предоставления социальных льгот.
Статья 2. Законодательство Туркменистана о социальном обеспечении
1. Законодательство Туркменистана о социальном обеспечении основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих вопросы социального обеспечения граждан Туркменистана.
2. Если международными договорами (соглашениями) Туркменистана предусмотрены иные положения, чем содержащиеся в настоящем Кодексе, то применяются положения международных договоров (соглашений).
3. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы социального обеспечения, принимаются на основе настоящего Кодекса и не могут противоречить его положениям. В случае такого противоречия применяются положения настоящего Кодекса.
Статья 3. Сфера действия Кодекса
1. Настоящий Кодекс распространяется на граждан Туркменистана, имеющих право на социальное обеспечение в порядке и на условиях, определяемых настоящим Кодексом.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Туркменистана, пользуются правом на социальное обеспечение наравне с гражданами Туркменистана в порядке и на условиях, определяемых настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Туркменистана.
Статья 4. Государственная политика в области социального обеспечения
Государственная политика в области социального обеспечения направлена на:
1) обеспечение единой политики в области социального обеспечения;
2) реализацию гарантированного Конституцией Туркменистана права граждан на социальное обеспечение и льготы, установленные настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана;
3) совершенствование управления системой социального обеспечения, обеспечение адресности социальной защиты;
4) дальнейшее совершенствование правовой базы социального обеспечения;
5) повышение финансовой устойчивости системы социального обеспечения;
6) обеспечение доступности граждан к различным видам социального обеспечения.
Статья 5. Государственное социальное страхование
Государственное социальное страхование представляет собой систему правовых, экономических, социальных и организационных мер, направленных на социальную защиту граждан, достигших пенсионного возраста, в случаях наступления инвалидности, потери кормильца, а также при иных социальных страховых случаях, установленных законодательством Туркменистана.
Статья 6. Норматив
1. Норматив это показатель, представляющий собой установленную величину и применяемый при исчислении размера трудовой пенсии по распределительной пенсионной системе и государственного пособия по инвалидности.
2. Норматив за каждый год стажа работы лица до дня назначения ему трудовой пенсии по распределительной пенсионной системе и государственного пособия по инвалидности устанавливается актами Президента Туркменистана.
Статья 7. Индивидуальный коэффициент. Заработная плата для расчета трудовой пенсии и государственного пособия по инвалидности
1. Индивидуальный коэффициент применяется для исчисления трудовой пенсии по распределительной пенсионной системе и государственного пособия по инвалидности.
2. Индивидуальный коэффициент определяется за любые пять календарных лет подряд.
Лицам, занятым на производстве сельскохозяйственной продукции, представившим сведения о заработке с начала внедрения прогрессивного метода хозяйствования, заработок принимается в расчет исходя из нормы нагрузки на одного человека в зависимости от вида сельскохозяйственной отрасли, определяемой Министерством экономики и финансов Туркменистана по представлению Министерства сельского хозяйства Туркменистана.
3. Индивидуальный коэффициент лица рассчитывается за каждый календарный год путем деления его среднемесячного заработка на среднемесячную заработную плату по Туркменистану за соответствующие годы, а суммы указанных коэффициентов на количество лет.
4. В сумме среднемесячного заработка лица учитываются: выплаты по должностному окладу, тарифной ставке, за трудовой отпуск, пособия по временной утрате трудоспособности, выплаты и вознаграждения, за которые производились отчисления на государственное социальное страхование, кроме выплат единовременного характера, не обусловленных действующей системой оплаты труда.
Лицам, указанным в частях восьмой и девятой статьи 25 настоящего Кодекса, в заработок включается также и авторский гонорар, при условии уплаты отчислений на государственное социальное страхование.
5. Лицам, представившим сведения о заработке за период работы в организациях, учреждениях и на предприятиях, независимо от формы собственности, освобожденных от уплаты отчислений на государственное социальное страхование законодательными актами Туркменистана, при исчислении индивидуального коэффициента включаются виды заработка, аналогичные тем видам, за которые уплачиваются отчисления на государственное социальное страхование.
6. В заработок для исчисления трудовой пенсии по распределительной пенсионной системе и государственного пособия по инвалидности лиц, занятых на производстве сельскохозяйственной продукции, включаются все виды оплаты труда.
Если часть периода, за который исчисляется среднемесячный заработок, приходится на работу в качестве лица, занятого на производстве сельскохозяйственной продукции, а часть на работу в других отраслях экономики, то заработок за каждый период учитывается по правилам, установленным соответственно для таких лиц.
7. Максимальная величина индивидуального коэффициента устанавливается в размере 2,5.
Кабинетом Министров Туркменистана может быть установлена иная величина максимального размера индивидуального коэффициента в зависимости от отрасли экономики и условий оплаты труда.
8. В случаях невозможности представления гражданами сведений о заработной плате за пять календарных лет подряд за весь период работы по не зависящим от них причинам, индивидуальный коэффициент может быть рассчитан за фактический период, подтвержденный заработком, но не менее чем за 36 календарных месяцев подряд.
9. В случаях невозможности представления лицом сведений о заработке расчет индивидуального коэффициента допускается по соответствующему должностному окладу либо тарифной ставке с учетом установленных надбавок и районных коэффициентов по месту работы за пять календарных лет подряд. В этом случае невозможность представления лицом сведений о заработной плате за весь период работы подтверждается работодателем или архивными учреждениями.
Статья 8. Базовая величина
Для определения минимального размера пенсии и исчисления государственных пособий устанавливается базовая величина, размер которой утверждается актами Президента Туркменистана.
РАЗДЕЛ II. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Глава I. Общие положения
Статья 9. Пенсионное обеспечение
1. Пенсионное обеспечение в Туркменистане реализуется посредством государственного социального страхования и добровольного пенсионного страхования.
2. Граждане Туркменистана не могут быть ограничены в праве на государственное пенсионное обеспечение.
Статья 10. Пенсионные системы
1. Основу пенсионного обеспечения в Туркменистане составляют распределительная, условно накопительная и накопительная пенсионные системы.
2. Распределительная пенсионная система основана на отчислениях на государственное социальное страхование, часть которых направляется на выплату пенсий, назначаемых за период работы до введения условно накопительной пенсионной системы.
3. Условно накопительная пенсионная система основана на отчислениях на государственное социальное страхование, часть которых направляется на выплату пенсий за период работы после введения условно накопительной пенсионной системы.
4. Накопительная пенсионная система распространяется на граждан, занятых трудовой, в том числе индивидуальной предпринимательской деятельностью, на договорной основе, на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел, а также занятых личным подсобным и домашним хозяйством и иной трудовой деятельностью без применения труда на договорной основе (далее -самозанятые граждане) и основана на их добровольных пенсионных взносах.
Статья 11. Государственные гарантии пенсионного обеспечения
1. Государство гарантирует пенсионное обеспечение гражданам, пенсии которым назначены до введения в действие настоящего Кодекса.
2. Гражданам, достигшим пенсионного возраста и имеющим стаж работы с уплатой отчислений на государственное социальное страхование не менее пяти лет, государство гарантирует пенсионное обеспечение по распределительной пенсионной системе.
3. Гражданам, достигшим пенсионного возраста, имеющим стаж работы с уплатой отчислений на государственное социальное страхование не менее пяти лет и условные пенсионные накопления на основе отчислений на государственное социальное страхование, государство гарантирует пенсионное обеспечение по условно накопительной пенсионной системе.
4. При накопительной пенсионной системе государство гарантирует сохранность пенсионных накоплений граждан и выплату им накопительной пенсии.
5. Государство гарантирует недопустимость передачи третьему лицу пенсионных накоплений граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Туркменистана.
Статья 12. Виды пенсий
1. В Туркменистане устанавливаются трудовая и накопительная пенсии.
2. Трудовая пенсия это пенсия, назначаемая лицам, достигшим пенсионного возраста, за период работы, в течение которого производились отчисления на государственное социальное страхование.
3. Накопительная пенсия это пенсия, назначаемая лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим пенсионные накопления.
Статья 13. Источники финансирования пенсий
Источниками финансирования пенсий являются:
1) средства государственного социального страхования;
2) пенсионные накопления граждан;
3) средства организаций, учреждений и предприятий, независимо от формы собственности;
4) другие источники, не запрещенные законодательством Туркменистана.
Глава II. Государственное социальное страхование и добровольное пенсионное страхование
Статья 14. Государственное социальное страхование и добровольное пенсионное страхование
1. Организации, учреждения и предприятия, независимо от формы собственности, а также индивидуальные предприниматели и иные физические лица, применяющие труд на договорной основе (далее работодатели), а также физические лица, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Туркменистана, производят отчисления на государственное социальное страхование (далее отчисления).
2. Работодатели производят отчисления на государственное социальное страхование по распределительной пенсионной системе в целом по предприятию, а по условно накопительной пенсионной системе с указанием работающих лиц, за которых произведены эти отчисления.
3. Учреждения банков ежедневно передают в органы социального обеспечения сведения (выписку) об отчислениях по условно накопительной пенсионной системе в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) или на бумажных носителях.
Учреждения банков ежедневно передают Министерству социального обеспечения Туркменистана обобщенные сведения о движении средств по государственному социальному страхованию. Указанные сведения в аналогичном порядке передаются и на уровне велаята.
4. Добровольное пенсионное страхование по накопительной пенсионной системе осуществляется на основе договора в соответствии со статьей 15 настоящего Кодекса. Форма типового договора добровольного пенсионного страхования утверждается Министерством социального обеспечения Туркменистана.
Статья 15. Договор добровольного пенсионного страхования
1. Договор добровольного пенсионного страхования (далее Договор) заключается между органом социального обеспечения и гражданином. В Договоре указывается размер пенсионного взноса застрахованного лица. Договору присваивается регистрационный номер, являющийся одновременно номером лицевого пенсионного счета застрахованного лица.
2. Действие Договора на период прохождения застрахованным лицом военной службы и службы в органах внутренних дел по призыву, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, перерыва в трудовой деятельности и в иных случаях прекращения получения дохода, может быть временно приостановлено. Действие Договора возобновляется с момента уплаты взносов на пенсионное страхование.
3. Договор расторгается в случае выезда на постоянное местожительство за пределы Туркменистана, невозможности продолжения действия Договора в иных случаях на основании письменного заявления застрахованного лица в органы социального обеспечения.
4. Договор считается расторгнутым в случае смерти, признания застрахованного лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Статья 16. Размер добровольных пенсионных взносов и их уплата
1. Взносы граждан на добровольное пенсионное страхование устанавливаются в размере не менее двух процентов от заработной платы (денежного довольствия), полученных как на территории Туркменистана, так и за его пределами, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей, четвертой, пятой настоящей статьи.
Лица, заключившие договор добровольного пенсионного страхования, обязаны ежемесячно вносить страховые пенсионные взносы самостоятельно либо через работодателя.
2. В доходы для уплаты добровольного пенсионного взноса не включаются выплаты, на которые не начисляются отчисления на государственное социальное страхование.
3. Лица, работающие в дайханских объединениях и других сельскохозяйственных предприятиях, уплачивают добровольные пенсионные взносы в размере, установленном договором, но не менее двух процентов от чистого дохода.
Удержание добровольных пенсионных взносов у таких лиц производится бухгалтерией этих же предприятий. Зачисление добровольных пенсионных взносов на специальный счет Министерства социального обеспечения Туркменистана осуществляется равными долями по месяцам, исходя из размера среднемесячных доходов прошлого года. Перерасчет по фактическим доходам отчетного года производится до 31 числа месяца Новруз года, следующего за отчетным годом.
Лица, работающие в дайханских объединениях и других сельскохозяйственных предприятиях, с оплатой труда по должностным окладам (тарифным ставкам), уплачивают добровольные пенсионные взносы в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
4. Лица, занятые производством сельскохозяйственной продукции вне дайханских объединений, уплачивают добровольные пенсионные взносы в размере, установленном договором, но не менее двух процентов от чистого дохода с учетом сезонности производимой продукции, но не реже одного раза в год, самостоятельно, наличным или безналичным расчетом через учреждение банка.
5. Самозанятые граждане уплачивают добровольные пенсионные взносы в размере, установленном договором, но не менее двух процентов от среднемесячной заработной платы по Туркменистану за предшествующий год.
Самозанятые граждане обязаны уплачивать в установленном порядке добровольные пенсионные взносы не реже периода, установленного Налоговым кодексом Туркменистана для уплаты налогов, самостоятельно, путем наличного или безналичного расчета на специальный счет Министерства социального обеспечения Туркменистана.
6. Учреждения банков ежедневно передают в органы социального обеспечения выписку о движении средств на специальном счете Министерства социального обеспечения Туркменистана с приложением перечня лиц, самостоятельно перечисливших добровольные пенсионные взносы, в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) или на бумажных носителях.
7. Контроль за полнотой и своевременностью перечисления пенсионных взносов работодателями, гражданами осуществляется Главной государственной налоговой службой Туркменистана, учреждениями банков и Министерством социального обеспечения Туркменистана.
Глава III. Пенсионные накопления
Статья 17. Пенсионные накопления
1. Условные пенсионные накопления это совокупная сумма отчислений по условно накопительной пенсионной системе и условного дохода на них.
2. Пенсионные накопления это совокупная сумма добровольных пенсионных взносов граждан по Договору по накопительной пенсионной системе и инвестиционного дохода на них.
3. Пенсионные накопления учитываются на лицевых пенсионных счетах граждан, открываемых в органах социального обеспечения.
4. Пенсионные накопления по накопительной пенсионной системе хранятся на специальном счете Министерства социального обеспечения Туркменистана, открываемом в банке, уполномоченном Министерством социального обеспечения Туркменистана (далее-Уполномоченный банк), и не включаются в расчет обязательных резервов банка, хранящихся на счетах Центрального банка Туркменистана.
5. Уполномоченный банк обслуживает специальный счет Министерства социального обеспечения Туркменистана и осуществляет все денежные операции по движению пенсионных накоплений.
Статья 18. Персонифицированный учет пенсионных накоплений
1. Персонифицированный учет условных пенсионных накоплений и пенсионных накоплений ведется на лицевых пенсионных счетах граждан в порядке, определяемом Кабинетом Министров Туркменистана.
2. Персонифицированный учет по условно накопительной пенсионной системе ведется за весь период страхования и до назначения трудовой пенсии по условно накопительной пенсионной системе.
3. Персонифицированный учет по накопительной пенсионной системе ведется за весь период добровольного пенсионного страхования и до полного расходования средств на этих лицевых счетах.
Статья 19. Тайна пенсионных накоплений
1. Тайна пенсионных накоплений включает в себя сведения о номерах лицевых пенсионных счетов и их владельцах, об остатках и движении денежных средств на этих счетах и специальном счете Министерства социального обеспечения Туркменистана.
2. Министерство социального обеспечения Туркменистана, Уполномоченный банк, органы социального обеспечения, учреждения банков гарантируют тайну пенсионных накоплений.
3. Сумма пенсионных накоплений для владельца лицевого пенсионного счета не является тайной и может быть раскрыта третьему лицу на основании письменного согласия владельца счета.
4. Сведения об остатках и движении денежных средств на лицевых пенсионных счетах могут выдаваться:
1) органам прокуратуры, дознания и предварительного следствия по материалам и делам, находящимся в их производстве;
2) казыетам по делам, находящимся в их производстве;
3) органам налоговой службы по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого лица.
5. В случае смерти владельца лицевого пенсионного счета справки о наличии счета, об остатках и движении денежных средств на них выдаются наследникам, а также казыетам, нотариальным конторам и иностранным консульским учреждениям, в производстве которых находятся материалы о наследстве.
6. Должностные лица органов социального обеспечения и иные лица, которые в силу осуществления своих служебных обязанностей получили доступ к сведениям, составляющим тайну пенсионных накоплений, не вправе разглашать их.
7. За разглашение тайны пенсионных накоплений, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей, четвертой, пятой настоящей статьи, указанные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Туркменистана.
Статья 20. Инвестирование пенсионных накоплений
1. Инвестирование пенсионных накоплений осуществляется Уполномоченным банком.
2. Пенсионные накопления инвестируются путем размещения их в депозиты коммерческих банков Туркменистана, финансирования экспортно-импортных операций и строительства жилья, проектного финансирования, приобретения государственных и других ценных бумаг и ценных бумаг международных финансовых организаций, размещения через продажу на межбанковском аукционе Центрального банка Туркменистана, вложения в другие виды активов.
3. Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений утверждается Кабинетом Министров Туркменистана.
4. Средства пенсионных накоплений не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств их собственника, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.
5. Уполномоченный банк управляет средствами пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц.
Статья 21. Доход на пенсионные отчисления и пенсионные накопления
1. Сумма условных пенсионных накоплений, учитываемая на лицевых пенсионных счетах граждан, ежегодно индексируется с учетом фактического уровня увеличения средней заработной платы по Туркменистану.
2. На суммы пенсионных накоплений, находящихся на лицевых пенсионных счетах граждан, ежегодно начисляется инвестиционный доход, определяемый Министерством социального обеспечения Туркменистана исходя из фактической суммы дохода, полученного от инвестирования пенсионных накоплений, но не ниже 2,5 процента.
3. При назначении гражданам накопительной пенсии инвестиционный доход по текущему году начисляется на момент ее назначения.
4. Министерство социального обеспечения Туркменистана взимает комиссионные для покрытия расходов по ведению лицевых пенсионных счетов граждан в размере, определяемом Кабинетом Министров Туркменистана, за счет инвестиционного дохода.
Глава IV. Право на пенсию
Статья 22. Право на пенсию
1. Граждане Туркменистана имеют право на пенсию в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Туркменистана, пользуются правом на пенсию наравне с гражданами Туркменистана, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Туркменистана и (или) международными договорами (соглашениями) Туркменистана.
Статья 23. Условия, определяющие право на пенсию
1. Право на трудовую пенсию по распределительной пенсионной системе имеют:
1) на общих основаниях:
мужчины по достижении 62 лет;
женщины по достижении 57 лет.
При этом требуется стаж работы для мужчин не менее 25 лет, для женщин не менее 20 лет при условии уплаты отчислений и (или) пенсионных взносов гражданами, с учетом периодов, указанных в части пятой статьи 24 настоящего Кодекса.
Условие уплаты отчислений не распространяется на период работы граждан на предприятиях, в организациях и учреждениях, освобожденных от уплаты указанных отчислений законодательными актами Туркменистана;
2) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
мужчины по достижении 52 лет, при выслуге не менее 25 лет;
женщины по достижении 48 лет, при выслуге не менее 20 лет;
3) военнослужащие, лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, уволенные со службы по болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья:
мужчины по достижении 50 лет, при стаже работы не менее 25 лет и выслуге не менее 20 лет;
женщины по достижении 45 лет, при стаже работы не менее 20 лет и выслуге не менее 15 лет;
4) лица летного и летно-испытательного состава государственной и гражданской авиации:
мужчины по достижении 50 лет, при выслуге не менее 25 лет;
женщины по достижении 48 лет, при выслуге не менее 20 лет;
5) бортоператоры, бортпроводники государственной и гражданской авиации:
мужчины по достижении 55 лет, при выслуге не менее 25 лет;
женщины по достижении 50 лет, при выслуге не менее 20 лет;
6) граждане, занятые в течение полного рабочего дня на подземных работах и работах с вредными и особо тяжелыми условиями труда:
мужчины по достижении 52 лет, при стаже работы не менее 25 лет и если они заняты на указанных работах не менее 10 лет;
женщины по достижении 48 лет, при стаже работы не менее 20 лет и если они заняты на указанных работах не менее 7 лет 6 месяцев.
Гражданам, занятым на этих работах не менее половины установленных сроков, имеющим стаж, установленный пунктом первым части первой настоящей статьи, пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного на общих основаниях, на один год за каждый полный год такой работы. Перечень работ, профессий и должностей для этой категории граждан утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Туркменистана;
7) женщины, родившие и воспитавшие до восьмилетнего возраста трех детей, с уменьшением возраста, установленного на общих основаниях, на один год, четырех детей на два года, пятерых и более детей либо ребенка инвалида с детства на три года, при стаже работы не менее 20 лет;
8) лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), либо карлики:
мужчины - по достижении 45 лет, независимо от наличия стажа, требуемого на общих основаниях;
женщины - по достижении 40 лет, независимо от наличия стажа, требуемого на общих основаниях.
2. Право на трудовую пенсию по условно накопительной пенсионной системе имеют граждане, достигшие возраста, установленного частью первой настоящей статьи, при стаже работы не менее пяти лет, за которые произведены отчисления, и наличии условных пенсионных накоплений на лицевых пенсионных счетах.
3. Право на накопительную пенсию имеют застрахованные граждане, достигшие возраста, установленного частью первой настоящей статьи, при наличии пенсионных накоплений на лицевых пенсионных счетах.
4. Граждане, указанные в пунктах первом и седьмом части первой настоящей статьи, имеющие стаж работы менее установленного пунктом первым части первой настоящей статьи, но не менее пяти лет, за которые произведены отчисления, имеют право на трудовую пенсию по распределительной пенсионной системе при неполном стаже работы.
Глава V. Стаж работы
Статья 24. Стаж работы
1. Под стажем работы понимается трудовая и иная общественно полезная деятельность (служба), независимо от характера, продолжительности и длительности перерывов, выполняемая на основании трудового договора на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от формы собственности, по договору найма у индивидуальных предпринимателей, в представительствах и у юридических лиц иностранных государств, международных объединений и организаций, расположенных на территории Туркменистана, а также в качестве лица, занятого на производстве сельскохозяйственной продукции, при условии уплаты отчислений в установленном порядке.
2. Стаж работы применяется для назначения трудовой пенсии по распределительной пенсионной системе.
3. Под стажем работы для военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел понимается период военной службы, службы в органах внутренних дел, независимо от уплаты отчислений.
4. В стаж работы для назначения трудовой пенсии по распределительной пенсионной системе засчитывается период трудовой и иной общественно полезной деятельности до дня назначения трудовой пенсии по распределительной пенсионной системе.
5. В стаж работы засчитываются также:
1) обучение с отрывом от производства (очная форма обучения) в высших, средних специальных и профессиональных учебных заведениях, на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в клинической ординатуре, аспирантуре, докторантуре и академии, а также в высших и средних духовных учебных заведениях;
2) период прохождения военной службы и службы … Продолжение »